Как внедрить систему управления продажами, сделав ее эффективным бизнес-инструментом
CRM-системы являются важным средством оптимизации бизнес-процессов компании, которые, в свою очередь, могут повысить ее прибыль и сократить издержки. Оптимизация процессов может быть достигнута разными способами, одним из которых является автоматизация бизнеса на базе 1С. Кроме того, юридическое сопровождение бизнеса может помочь избежать проблем, связанных с пониманием законодательства.
Аудиторская проверка является еще одним способом оптимизации бизнес-процессов, позволяющим выявить ошибки и недочеты в работе компании, а также повысить ее эффективность и соответствие требованиям законодательства. Разработка маркетинговой стратегии может помочь компании оценить свое положение на рынке и повысить объем продаж.
Для решения сложных бизнес-задач можно обратиться к консалтинговой компании. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции на рынке продаж необходимо обеспечить стабильную прибыль путем создания грамотной системы управления продажами. Для этого необходимы высокая мотивация персонала, работа с целевыми клиентами, стратегическое планирование и полная автоматизация процессов с использованием CRM-системы. CRM-система для управления продажами имеет важную роль в совершенствовании механизмов наращивания прибыли.
Управление продажами: от многоплановости к эффективности
Процесс управления продажами на любом предприятии является многоплановым и сложным. Его особенность заключается в том, что нет единого подхода к реализации этого процесса. Для одних, управление продажами значит мотивировать персонал, ответственный за реализацию продукта, другие считают, что успех в продажах зависит от работы с каналами сбыта, а третьи делают акцент на автоматизации взаимодействия с клиентами. Именно поэтому понятие управления продажами включает в себя не только мотивацию персонала, но и усовершенствование бизнес-процессов, что в совокупности приводит к ощутимому росту прибыли.
Однако стоит понимать, что эффективное управление продажами - это не просто ключ к высокой прибыли, но и гарант успешного развития компании. По статистике, 60% фирм, которые не могут создать свою собственную систему сбыта, закрываются в первые три года своей деятельности. Для создания эффективной системы управления продажами необходимо объединить большое количество элементов, включая:
- Определение целевой аудитории: определение адресных сегментов и их потребностей, выбор оптимального ценового диапазона, определение стратегических ниш рынка и тактики освоения новых направлений.
- Действующие каналы распределения: анализ возможных типов каналов распределения, оценка информации от потенциальных дилеров и дистрибьюторов, изучение потребностей и условий, при которых возможно сотрудничество.
- Управление каналами: планирование продаж для каждого канала отдельно, обучение и мотивация участников системы сбыта, поддержание обратной связи, постоянный контроль качества работы, корректировка условий с учетом результатов.
- Организация отдела продаж: распределение задач, функций и формирование штата, техническая поддержка.
- Управление отделом продаж: четкое планирование, мотивация сотрудников, обмен опытом, общее подведение итогов, оценка работы отдела и личного вклада каждого работника, определение стоимости продаж.
- Управление взаимоотношениями: поиск потенциальных клиентов, адаптация продаж под конкретного покупателя, проведение презентаций и переговоров, подбор аргументов, заключение сделок.
- Корректировка системы продаж: общая оценка системы и ее регулирование в зависимости от результатов.
Теоретическая модель управления продажами гарантирует предприятию 100% успеха в завоевании рыночных сегментов. Однако на практике данную модель можно реализовать далеко не всем компаниям. Руководители российских фирм часто предпочитают сосредоточиться на нескольких ключевых позициях и бросить на них все свои силы. Фрагментарная модель управления продажами является далекой от идеальной, поэтому интерес делового сообщества к управлению продажами растет. Сегодня планирование продаж, повышение профессионального уровня сотрудников и автоматизация процессов становятся обязательными инструментами эффективного управления продажами.
Автоматизация является необходимым требованием нашего времени. Современное управление продажами предполагает многочисленные процессы с большим объемом данных, которые требуют детального анализа и сравнительного анализа, а также обмена информацией. Чтобы обеспечить оперативность, точность и максимальную сохранность данных, компании внедряют CRM-системы, которые являются прикладными программами, автоматизирующими стратегии взаимодействия с клиентами. Это позволяет повысить уровень продаж, оптимизировать маркетинг и сохранять историю взаимоотношений для последующего анализа результатов.
Преимущества применения CRM-систем также включают ведение единой стандартизированной базы контактов, оценку качества работы отдела продаж в любой момент времени и анализ эффективности работы с запросами и входящими звонками. Они также позволяют анализировать слабые стороны процессов и разрабатывать стратегии развития.
Для автоматизации рутиных операций в области управления продажами создан класс систем, называемых SFA (Sales Force Automation System) или SFMS (Sales Force Management System). SFA автоматически регистрирует все этапы продаж компании, отслеживает контакты с активными клиентами и выявляет потенциальных. Эта система, как правило, поставляется как элемент CRM в мировой практике. Наиболее развитые SFA-системы позволяют клиенту на месте смоделировать продукт, удовлетворяющий его потребности, например, в автомобильной промышленности подобрать желаемый цвет и интерьер.
SFMS является системой управления продажами, которая создана для того, чтобы сделать процесс продаж максимально прибыльным и эффективным. Эта система автоматически составляет таблицы, диаграммы и графики, которые позволяют менеджеру быстро отслеживать изменения и реагировать на них. SFMS также делает возможным проведение маркетинговых исследований для определения лидеров рынка, тенденций в продажах, поведения клиентов и т.д. Благодаря единой системе также можно координировать работу географически распределенных подразделений и филиалов фирмы. Это повышает производительность труда сотрудников отдела продаж, эффективно использует рабочее время, достигает оперативности в реагировании на запросы клиентов, а также дает возможность оценивать внешнюю среду, заниматься прогнозированием и стратегическим планированием.
Несмотря на все преимущества автоматизации процесса управления продажами, при внедрении могут возникнуть проблемы. Важно обучить персонал пользоваться системой и определить функциональные обязанности каждого сотрудника. В каждом проекте также должен быть ответственный менеджер, который будет координировать все стороны, оценивать риски, заниматься анализом и урегулировать все «острые углы».
CRM-система – это мощная инструментальная база для управления продажами, которая значительно упрощает работу с клиентами и оптимизирует бизнес-процессы. Но чтобы внедрить эту систему, необходимо соблюдать ряд этапов. Рассмотрим их подробнее.
Первый этап – планирование. На данном этапе необходимо определить цели и задачи внедрения CRM-системы, выявить связь между проблемами в общении с клиентами и организацией системы управления, составить план внедрения отдельных модулей и блоков системы и назначить ответственных за систему лиц.
На втором этапе, который называется оптимизация бизнес-процессов, необходимо составить список функций, которые необходимы в работе с клиентами, распределить их по отделам и конкретным работникам и наладить контроль. Такой анализ позволит увидеть «провалы», дублирования и бесконтрольные участки, тормозящие развитие бизнеса. Важно также провести разъяснительные беседы сотрудникам и постараться привить единую CRM-идеологию.
Третий этап – оптимизация системы коммуникаций в рамках ключевых бизнес-процессов. Максимум усилий компании направляется на создание единой сети коммуникаций, обеспечивающей общий доступ к базам данных. Важно позаботиться о мощностях рабочих станций, которые обеспечат передачу больших объемов информации и обработку большого числа запросов.
На четвертом этапе – создание клиентской базы данных – необходимо внести характеристики активных и потенциальных контрагентов, разделенные на группы по наименованиям, фамилиям, должностям контактных лиц и т.д. Перед внесением в базу следует исключить дублирующие данные.
Пятый этап – выбор ПО. Не существует универсальной CRM-системы для управления продажами, поэтому необходимо соотнести возможности ПО с задачами компании. При выборе программного комплекса следует учитывать его функционал и цену. Выбирать ПО должна группа экспертов из числа специалистов разного профиля во главе с представителем руководства.
Шестой этап – внедрение ПО. Обычно этот этап берет на себя компания-разработчик, но сотрудникам предприятия полезно принять участие в процессе для получения опыта. Программный комплекс адаптируется к условиям конкретной компании, а знания, полученные первыми пользователями, являются практически уникальными. Для того чтобы не потерять их, следует подготовить детальную инструкцию по использованию CRM для каждого сотрудника.
Седьмой этап – оценка эффективности системы управления продажами. На данном этапе оценивают способность внедренной системы помочь в достижении целей и соответствовать стратегии развития бизнеса. Наиболее распространенными критериями являются: степень лояльности клиентов и эффективность взаимоотношений с ними, количество сделок, число отказов, прибыльность и т.д. Оценить эффект от использования CRM-системы можно и через показатели снижения трудозатрат, рост работоспособности и повышение процента удержания клиентов.
Это общие рекомендации по внедрению CRM-системы для управления продажами. Вместе с тем, у каждой компании есть свои особенности, и для внедрения CRM-системы требуется собственная схема. Однако соблюдение этапов, указанной выше, будет полезным для всех компаний.
Роль вендора в эффективном управлении продажами
Многие руководители компаний стремятся создать эффективную систему управления продажами самостоятельно, используя обычные CRM-модули, надеясь в последствии адаптировать их под бизнес компании. Однако, такой подход создает излишние риски: проблемы с интеграцией, технические сбои и затягивание сроков. В этой связи, корпоративный программный продукт требует профессионального подхода.
Именно об этом говорит Сергей Шевченко, руководитель практики «Построение системы продаж» КСК групп, который подчеркивает преимущества работы с вендорами внедрения систем управления продажами.
Обратившись к профессиональным консультантам, компания гарантированно получит решение, которое на 100 % соответствует задачам и потребностям ее бизнеса. Это способствует экономии времени и ресурсов, а также позволяет получить готовый продукт и обученную команду продавцов.
Даже несмотря на определенные инвестиционные вложения в создание такой системы, профессионально построенная система управления продажами позволяет повысить продажи в короткие сроки. Например, КСК групп смогла увеличить оборот одного из заказчиков с 5 до 6 миллиардов рублей всего за год благодаря корректно настроенной системе.
Кроме того, специалисты КСК групп снимают ответственность за устранение возможных ошибок, проведение интеграции с внешними базами данных, электронной почтой и телефонией. Компания также предоставляет своим клиентам полное техническое сопровождение.
Еще одно преимущество работы с вендорами заключается в том, что они не предлагают функционал, который клиент будет использовать не в полной мере. Они тщательно изучают цели и положение компании на рынке, выбирая только те решения, которые будут реализованы в разумные сроки и с максимальной отдачей.
КСК групп - это аудиторско-консалтинговая компания, которая предоставляет услуги частным бизнесам в области юридического, налогового, стратегического консалтинга, аудита и оценочной деятельности.
Фото: freepik.com