Самостоятельный ремонт турбины: какие подводные камни могут ждать автолюбителя
Недавно турбонаддув считался чем-то редким и необычным. Сегодня же добавление турбонаддува может стать стандартной процедурой для почти любого типа автомобиля. В настоящее время, даже автомобили семейного класса могут быть оснащены турбированными двигателями. Популярность турбонаддува легко объяснить: он позволяет увеличить мощность автомобиля, не увеличивая его массу.
Конечно, как и любой механизм, турбонагнетатель может выйти из строя. Как только это происходит, приходит время задуматься о ремонте. Многие автолюбители, в целях экономии, предпринимают попытки отремонтировать его самостоятельно. В данной статье мы расскажем о том, как починить турбонагнетатель своими руками и какие сложности может встретить автомобилист.
Турбонаддув - система, позволяющая увеличить мощность автомобиля и расходовать топливо более эффективно. Такой наддув направлен на улучшение работы двигателя, но при этом лошадиные силы не увеличиваются - мощность напрямую зависит от количества сжигаемого топлива за один рабочий цикл. Чтобы осуществлять сжигание топлива, необходимо наличие кислорода, а чтобы обеспечить его поступление к двигателю, автоконструкторы придумали систему турбокомпрессора. Благодаря турбокомпрессору позволяет решить несколько проблем: повысить мощность автомобиля, сохраняя прежний рабочий объем цилиндра и расход топлива, а также уменьшить количество выхлопов и токсичных веществ, что делает двигатель экологически чище.
При резком нажатии на педаль газа в автомобиле с турбодвигателем раньше driver сталкивался с таким явлением, как «турбояма». При этом рост мощности мотора задерживался, так как турбине нужно было время для раскрутки, а компрессору - для подачи в цилиндры сжатого воздуха. После того, как преодолевалась "турбояма", происходил "турбоподхват", во время которого давление резко возрастало и двигатель набирал максимальную мощность. Такое явление негативно сказывалось на качестве вождения.
Чтобы решить эту проблему инженеры создали несколько видов турбокомпрессоров, в которых эффекты "турбоямы" и "турбоподхвата" сглажены. В зависимости от особенностей двигателей, на который устанавливаются механизмы, можно выделить турбины с изменяемой геометрией впускного канала, скомбинированные турбокомпрессоры, также известные как моторы двойного наддува с послойным впрыском, twin-turbo, при которой две последовательно расположенных турбины используются для разных оборотов двигателя, и biturbo, который используется в мощных силовых агрегатах и оснащается турбиной на каждый ряд цилиндров.
Однако, несмотря на разнообразие видов турбокомпрессоров, все наддувные механизмы устроены по общей схеме, включая турбину, картридж, систему подачи воздуха, компрессор, интеркулер и другие детали и расходные материалы. Турбокомпрессор - это нагружаемый механизм, который работает в условиях резкого изменения температур, нахождясь в тесной связи с основными узлами мотора, такими как системы впуска и выпуска отработавших газов. Преждевременная выработка ресурсов турбокомпрессора часто связана с неисправностью смежных систем, а попытка самостоятельного ремонта может быть гораздо более сложной, чем кажется изначально.
Как ремонтировать турбину двигателя своими руками
Первый и самый важный шаг в процессе ремонта турбины - точное определение причины поломки или неправильной работы. Это может затруднить автовладельца, пытающегося самостоятельно восстановить работоспособность турбокомпрессора, ведь без специального оборудования для диагностики ошибиться можно очень легко. Самые распространенные причины неисправностей включают следующие:
- попадание посторонних предметов в турбину;
- недостаточное количество смазки (масляное голодание);
- загрязнение масла;
- превышение допустимой частоты вращения крыльчатки.
Независимо от причины неисправности, процесс ремонта должен проходить поэтапно:
- Компьютерная диагностика. Для демонтажа турбокомпрессора выполняется обязательно. От правильности диагностики зависит успешность всей процедуры восстановления. Диагностика позволяет определить, повреждена ли турбина или неполадки имеют иные причины, такие как неисправности в двигателе или управлении двигателем. Этот этап обязателен, ибо инспекция комплексного вывода сможет показать более серьезные проблемы в моторе. Осмотр может не выявить факт поломки турбины, поскольку проблема может исходить от других элементов автомобиля. Необходимо отключить всю электронику автомобиля и открыть доступ к турбокомпрессору. Компьютерная диагностика является первым и самым важным этапом в процессе ремонта турбины своими руками.
- Демонтаж турбокомпрессора. Демонтаж может быть выполнен самостоятельно, при условии соблюдения правильной последовательности действий. Перед проведением работ следует отключить всю электронику автомобиля и открыть доступ к турбокомпрессору. В первую очередь отсоединяются все трубки, затем турбинная и компрессорная улитки. Когда эти части демонтированы, можно снимать колеса компрессора. В последнюю очередь извлекаются уплотнительные вкладыши. Данный этап может быть выполнен своими руками в домашних условиях, однако необходимо проявлять крайнюю осторожность, чтобы не повредить смежные механизмы и систему наддува.
- Разборка и осмотр агрегата. После демонтажа, разбирают турбокомпрессор в специальной чистой мастерской с использованием профессионального оборудования. Таким образом, избегают попадания в механизм пыли, грязи и иных посторонних предметов. Второй важный этап, который лучше доверить профессионалам, потому что чистка механизма может быть опасной в неподготовленных условиях.
- Очистка. Все элементы снаружи и изнутри турбины требуется очистить от нагара и прочих загрязнений. Трубки маслоподачи и слива помещают в ультразвуковую ванну, а корпус турбины очищают с помощью промышленного пескоструйного аппарата. Очистка турбины - очень важный этап, и его лучше доверить профессионалам, имеющим необходимое оборудование для выполнения работы.
- Повторный осмотр. После очистки возможен второй осмотр элементов, чтобы определить дефекты. Изношенные комплектующие меняют на новые (например, подшипники, резинки, прокладки), которыми они заберут заранее подготовленный ремкомплект.
- Балансировка роторной части. Это очень важный этап, перед сборкой турбины. После первого осмотра элементов, если понадобится, ротор балансируется на специальном оборудовании. Без балансировки возможно увеличение уровня вибрации и дисбаланса ротора, что в свою очередь может привести к повреждению механизмов.
- Сборка турбины. После проверки и осмотра турбины, детали нужно аккуратно вернуть на прежние места и правильно собрать.
- Испытания турбины. Тестирование турбокомпрессора процедуре необходим.
Нередко, установка турбокомпрессора является единственным способом увеличения мощности дизельных двигателей, что делает турбодизельные моторы встречающимися на дороге чаще, чем бензиновые. Многие владельцы автомобилей сталкиваются с вопросом, возможно ли самостоятельно отремонтировать турбину дизельного или бензинового двигателя автомобиля. Чтобы прояснить этот вопрос, в этой статье мы рассмотрим два примера: «Фольксваген Пассат» и тягач «КамАЗ 44108-10».
Признанный мировой бестселлер «Фольксваген Пассат» заслуженно пользуется уважением автовладельцев. Однако, возможность самостоятельного ремонта турбины «Фольксвагена» — своими руками или нет — вызывает множество вопросов для многих водителей.
Как выявить поломку турбокомпрессора на этой модели? Первым признаком может быть увеличившийся расход масла и появление сизого или черного дыма из выхлопной трубы. Вторым признаком может быть шум во время работы двигателя и потеря мощности. Все эти симптомы могут свидетельствовать о разных проблемах. Если владелец автомобиля всё же решит провести ремонт турбины «Пассата» своими руками, ему стоит готовиться к сложному и многоэтапному процессу.
Для начала следует поднять машину и слить масло, затем заменить масляный фильтр и регулятор давления топлива. Далее снимаются патрубки воздушного фильтра, откручиваются болты, с помощью которых держатся трубки для возврата масла из турбины. Затем открепляются патрубки интеркулера и перепускной клапан, после — кожух воздушного фильтра и защитный лист, находящийся на его коробе. Только после этого можно отсоединить от турбокомпрессора патрубки, а от цилиндров двигателя — трубку для подвода масла и трубку охлаждения. Следующий этап — снятие катализатора: откручивается шесть болтов, на трех из них турбина крепится к выпускному коллектору. После остается только трубка возврата масла — это единственное, на чем теперь держится турбина. Для ее отсоединения понадобятся два человека: одному придется держать агрегат сверху, а второму — откручивать трубку снизу.
Для многих владельцев автомобилей этот процесс оказывается слишком сложным, и они решают доверить ремонт профессионалам. Помните, что после снятия турбокомпрессора с двигателя, перед следующим этапом ремонта, необходимо осмотреть и разобрать турбину, провести очистку и дефектовку деталей, заменить примитивные или изношенные элементы, а только затем — отремонтировать ее. При этом ремонт турбины «Пассата» своими руками может сильно отличаться от профессионального.
Седельный тягач КамАЗ 44108-10 оснащен турбодизельным двигателем «КамАЗ 740.30-260». Турбина на этом грузовике по конструкции мало отличается от турбокомпрессоров легковых автомобилей. Выявить поломку турбины КамАЗа 44108-10 можно, например, по выхлопным газам синего, черного или белого цвета, свисту либо скрежету при работе мотора, низкой динамике разгона, а также увеличившимся аппетитам тягача.
Но демонтаж турбинного агрегата у грузовиков гораздо сложнее, чем у легковых автомобилей. Однако, перед началом ремонта всё равно стоит осматривать турбину визуально. Перед разборкой турбины следует установить метки на корпусе, чтобы после ремонта было проще вернуть детали в прежнее положение.
Для демонтажа турбина сначала отсоединяется крепления. Затем слетает холодная улитка и ротор турбины, а после — корпус. Потом изымаются стопорные кольца, подшипник и другие детали. Конечно, это описание процесса весьма условное и на самом деле он содержит много нюансов.
Для ремонта турбины на КамАЗе 44108-10 необходимо разобрать турбинный агрегат, осмотреть и очистить его элементы, произвести дефектовку, заменить примитивные и изношенные детали и при необходимости, произвести ремонт. Затем следует провести повторный осмотр, балансировку роторов, собрать и добалансировать турбину, протестировать ее и произвести калибровку актуаторов перед ее монтажем.
Соответственно, чтобы следовать данной схеме ремонта турбины КамАЗа, можно обратиться к профессионалам или попробовать выполнить ремонт самому в гаражной мастерской или собственном гараже.
Заголовок статьи уже содержит ответ на вопрос, который волнует многих автовладельцев: можно ли самостоятельно отремонтировать турбину. Стоит заметить, что без определенных знаний, умения и оснащения риск порчи механизма огромен. Также неправильный ремонт может привести к дополнительным затратам на устранение ошибок и в худшем случае на полную замену турбины.
Мотивы автовладельцев, которые берутся за самостоятельный ремонт турбины, достаточно просты — экономия средств. Однако, не стоит забывать, что ресурс и время жизни агрегата ограничен, и со временем турбина может ломаться. Неопытность в вопросах ремонта может привести к поломке механизма, так что шансы на желаемый результат без знаний правил, умения и опыта, а также спецоборудования и комплектующих, ничтожно малы.
Самостоятельный ремонт турбины действительно может обойтись дороже, чем услуги мастеров из специализированных сервисных центров. В лучшем случае автовладелец может выполнить все возможные мероприятия в «гаражных» условиях, но спустя время поломка напомнит о себе, а в худшем — повредить узлы и детали двигателя.
Поэтому, если автовладелец хочет избежать неправильного ремонта, а также дополнительных затрат на устранение ошибок и восстановления турбины, лучше обратиться в специализированный сервисный центр, где работают опытные мастера, которые владеют всеми правилами, используют необходимое оборудование и оригинальные расходники.
Фото: freepik.com