Художник Александр Шевченко: наследие мастера
Часто бывает так, что настоящий талант художника признается только после его смерти. Однако случается и так, что этому открытию приходится происходить слишком поздно, когда произведения мастера уже не обнаружить. Вот почти что такая ситуация была с наследием российского, а затем уже советского художника Александра Васильевича Шевченко. Но судьба его творчества окончилась счастливо. Рассмотрим подробнее.
В настоящее время имя художника Александра Шевченко оказалось известным разве что абсолютным знатокам, тогда как более 100 лет назад его работы вызывали значительный интерес и споры. Биография Александра Васильевича была богата событиями.
Александр Васильевич Шевченко - известный художник-авангардист, один из представителей авангардного направления в русской живописи XX века. Он родился не в художественной среде - его отец был приказчиком в Харькове. Но художественные способности проявились у мальчика еще в реальном училище благодаря преподавателю Дмитрию Бесперчию, который заметил его талант. В дальнейшем, ученик Карла Брюллова стал первым наставником будущего художника.
Мальчиком его приобщил к театру талантливый художник и впоследствии актер и режиссер, Николай Улих. Всего 11 лет Саша работал помощником главного художника местного оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора. С семьей Александр переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Уже в начале обучения выделяться на фоне других студентов. На одной из выставок ученических работ ему была присуждена премия, что позволило ему получить возможность путешествовать за границу. В период обучения молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках и очень нуждался в средствах к существованию, так как жил отдельно от отчима после смерти матери.
Во время обучения в учебном заведении Александр Шевченко посещал занятия известных художников и лекции Михаила Врубеля и Константина Коровина. Причем, увлечение рассказами педагогов о западной живописи повлияло на его желание отправиться в Париж. Училище было временно закрыто из-за революционных волнений, что только укрепило его решение о посещении французской столицы. В Париже он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. Во время пребывания в столице Франции художник каждый день посещал Лувр, мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов. Александр Шевченко отмечал, что Париж и Лувр ошеломили его, и там он получил истоки работы с цветом.
По возвращении в Россию из путешествия по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был принят сразу в мастерскую Константина Коровина на заключительный курс. Однако его творческие поиски нового пути в живописи вызвали недопонимание со стороны академической профессуры, и вместе с еще 60 студентами он был отчислен. Многие из них поддерживали новые течения в живописи, что приводило к открытым конфликтам со старой школой.
Новые направления в искусстве живописи стали возмущением для тех, кто придерживался классических канонов. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, начали активно экспериментировать с формой и цветом, что привело к возникновению новых течений. По словам гениального художника Михаила Ларионова, Александр Васильевич был наиболее традиционным среди других художников, но вводил новые формы в картины, соответствуя академическим канонам.
Хотя в творчестве Александра Шевченко сосредоточены основные тенденции его времени, его стиль можно охарактеризовать как экспериментальный. Художник любил работать с формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный Хвост», а также участвовал в выставках объединений «Бубновый Валет» и «Мир Искусства», позднее организовав свой собственный «Цех Живописцев».
Новое направление в искусстве привлекало творческую молодежь, которая уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. Получив влияние французских импрессионистов и русских символистов, Шевченко стал разрабатывать свой собственный стиль, вдохновленный идеями Поля Сезанна.
В поздних работах художника заметны мотивы ироничного примитивизма. Шевченко назвал свой стиль тектоническим примитивизмом и видел его истоки в русской иконописи, лубочной живописи и технике Поля Сезанна. Он поддерживал течение "Неопримитивизм", которое характеризовалось обобщенностью форм и композиционной монументальностью.
Позже Шевченко вернулся к символизму, но его собственный символизм был уже совсем другим, отличающимся своей монументальностью и обобщенностью форм. В своем творчестве художник всегда стремился к самовыражению и не принимал ни одно течение до конца.
Художник Александр Васильевич Шевченко не смог остаться в стороне от Первой мировой войны – он провел на фронте несколько лет и получил серьезное ранение. В 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, жизнь Шевченко изменилась кардинально. Он вступил в период активной деятельности, организуя выставки, объединения и разработку новой художественной концепции. Наркомпрос поручил ему организацию печатных мастерских, и он был назначен их директором. Кроме того Александр Шевченко участвовал в создании Музея художественной культуры.
Однако, несмотря на все его дела, наступили трудные времена. В 1930 году художника обвинили в "эстетствующем формализме", а его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли совсем скоро после открытия. Работа над монографией художника в этот период также прекратилась, и картины Шевченко были отправлены в запасники. Тем не менее, работы мастера продолжали пользоваться популярностью за рубежом – их выставляли в Англии, Италии, Германии и Швейцарии.
Жизнь художника не была лишена и ярких моментов. После революции Александр Васильевич стал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, являвшемся позднее ВХУТЕИНом, и преподавал там более 10 лет. Как декан живописного факультета ВХУТЕИНа он работал долгие годы. Позднее, когда он ушел из института, Александр Шевченко руководил кафедрами живописи в Центральном художественно-промышленном училище и Московском текстильном институте. Шевченко был великолепным педагогом и многие студенты любили его за то, что он не навязывал свое мировоззрение и методы, а наоборот, старался развивать индивидуальные способности каждого своего ученика.
Династия художников Александра Шевченко
Александр Шевченко, известный русский художник, проводил свою личную жизнь в окружении людей, обладающих талантом и единомышленников. Его первая жена, Надежда Псищева, которую он познакомил в Строгановке и бросил учебу ради нее, была вместе с мужем во Франции, где они изучали работы мастеров. К сожалению, талантливая Надежда умерла от чахотки в молодом возрасте и не успела раскрыть всего своего потенциала. Выставление ее работ можно увидеть на ресурсе russkiy-peyzazh.ru.
Единственная дочь Александра — Татьяна — почти не дожила до начала XXI века. Ее мать умерла, когда ей было всего два года, и ее воспитал тетя, ставшая второй женой Александра Шевченко. Учителями Татьяны были ее отец и дядя, которые с удовольствием давали ей первые заказы на рисование, направляли ее творчество и давали советы. Со временем Татьяна стала известным мастером колористики и талантливым живописцем, создающим многоплановые поэтические картины. Ее работы можно найти на сайте museum.ru.
вивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.Описывая картины Александра Шевченко, можно увидеть, как менялось его мироощущение на протяжении творческого пути. В ранних работах художника видно влияние импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. Например, картину «Карусель», выполненную в 1907 году, художник создал в смешанной технике, где присутствуют размытые контуры, чистые краски, игра света и тени. Эти элементы отсылают нас к импрессионизму. Однако, гуашная техника дает цвету плотность, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.
В работе, более позднего периода - «Город», можно увидеть черты кубизма. В этой живописной работе присутствует пересечение острых граней и линий, динамический ритм. Но форма не превалирует над содержанием. В «Городе», как в королевстве кривых зеркал, многократно отражаются крыши и печные трубы домов, многочисленные окна и фонари. Город на картине словно врезан в ущелье между скал. Он сам по себе, одинокий и затерянный далеко внизу.
Гораздо чаще в работах художника можно увидеть примитивистские тенденции. В «Портрете поэта», написанном в 1913 году под влиянием неопримитивизма, можно увидеть пародийный образ, который не похож на традиционный классический образ «служащего муз». В другой известной работе того же периода - «Зима в Зубцове», созданной в примитивистской манере, мастер вольно обращается с пространством. На картине перспектива прописана необычно, действие развивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.
Архив Александра Шевченко: какую находку сделал антиквар
Современные знатоки и критики считают Александра Шевченко талантливым, но недооцененным художником. В энциклопедиях его называют живописцем, графиком, теоретиком искусства. Главным образом в музеях представлены его живописные работы, но мало кто знает, что он также был графиком, создавал монотипии.
Недавно антиквар Дмитрий Поманский с помощью правнучки Александра Шевченко обнаружил уникальный архив работ художника, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть архива пострадала в результате потопа в художественной мастерской дочери Александра Васильевича, но удалось выкупить весь архив благодаря российскому бизнесмену Аркадию Колениченко.
Архив был перевезен экспертами в другое место и сегодня в нем хранятся картины самого Александра Васильевича, его дочерей и первой жены, графика, гравюры и работы в технике монотипии, эскизы, резные фигурки и ларцы, а также архивные документы и личная переписка.
Бизнесмен Аркадий Колениченко планирует передать часть наследия в коллекции русских музеев, а также издать каталог коллекции и организовать выставку работ художника и его семьи для широкой публики.
Аркадий Викторович Колениченко известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства, который возглавляет многопрофильные компании в Москве и Владимирской области. Его знания и интересы в области искусства делают его значимой фигурой в этой сфере.
Александра Шевченко многие лета назад называли художником, "до мозга костей". Однако сегодня его имя забыто многими, и о нем знают только настоящие знатоки искусства. Возможность приобщиться к наследию Александра Васильевича дает возможность вновь открыть его для современных зрителей и подарить им ощущение восторга и восхищения от его произведений.
Фото: freepik.com