Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

В настоящее время для успеха бизнеса необходим тщательно продуманный финансовый план и бюджет. Если компания не имеет точного и исчерпывающего понимания объемов денежных поступлений и расходов в текущем моменте и в будущем, ее руководство может столкнуться с риском банкротства. Поэтому финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента для любого предприятия. В данной статье мы рассмотрим эти понятия и объясним их взаимосвязь и разницу. Мы также расскажем об эффективных методах организации финансового планирования.

Финансовое планирование и бюджетирование – два взаимосвязанных понятия. Хотя многие путают их, следует понимать их отличия.

Финансовое планирование – это стратегия распределения денежных ресурсов, как текущих, так и ожидаемых, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Здесь цель состоит в расчете расходов таким образом, чтобы бизнес мог уверенно развиваться и приносить прибыль, обязательства перед государством, клиентами и кредиторами были выполнены. В финансовых планах отражены источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за долгосрочный период.

Расчеты для финансового планирования базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет с высокой точностью планировать расходы на длительный период (до нескольких лет).

Прогнозирование – это похожая функция, но вместо точных данных используются предполагаемые данные. Например, на основе анализа рынка можно делать предположения о скором росте цен на производимый товар, но достоверно этого утверждать нельзя.

Бюджетирование – это инструмент, который является составной частью финансового планирования. Это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами, рассчитанная на короткий период (как правило, до года). Отличительная особенность бюджетирования в том, что в нем заложена возможность контроля экономического положения и количественных результатов работы предприятия.

В соответствии с разработанной финансовой стратегией формируется структура бюджетов – это планы поступлений и затрат – по разным направлениям бизнеса, подразделениям, отдельно взятым проектам. Устанавливаются желаемые значения показателей. По мере исполнения бюджетов производится учет операций. Далее с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность. Выясняется, соответствуют ли реальные показатели запланированным значениям, и, если нет, устанавливаются причины расхождений. На основе сделанных выводов вносятся коррективы в существующую систему управления денежными ресурсами.

Если финансовое планирование ставит общие цели, то бюджетирование позволяет разработать практические способы их достижения. Одно не может существовать без другого. Бюджетирование также помогает контролировать использование ресурсов компании и служит инструментом управления персоналом. Когда сотрудники знают четкий план, они хорошо понимают, к каким показателям нужно стремиться и что для этого делать. Благодаря бюджетированию на предприятии устанавливается финансовая дисциплина.

Цель финансового планирования, а именно бюджетирования, заключается в том, чтобы поддерживать баланс между денежными ресурсами и потребностями организации, а также распределить средства по наиболее выгодным направлениям. Для достижения этой цели необходимо решать множество задач. Финансовое планирование на предприятии позволяет:

  • Определить скрытые резервы, которые могут увеличить прибыль компании (например, сделать более эффективное использование производственных мощностей и улучшить качество продукции);
  • Установить, какие направления работы приносят предприятию наибольший доход;
  • Соотнести денежные ресурсы с производственным планом и сделать выводы о том, достаточно ли средств у компании для реализации всех показателей;
  • Обеспечить исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами (например, своевременно выплатить налоги и погасить долги);
  • Определить финансовые риски и найти способы их снижения;
  • Узнать, нуждается ли предприятие во внешнем финансировании;
  • Установить контроль за работой каждого подразделения и оперативно отслеживать результаты.

Бюджетирование, как инструмент финансового планирования, решает следующие задачи:

  1. Составление планов показателей на определенный период времени (обычно на год) для каждого направления работы компании. Бюджетная структура зависит от особенностей конкретного бизнеса. На разных предприятиях, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), разрабатываются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т.д.
  2. Обеспечение взаимосвязи между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей.
  3. Разделение ответственности. Бюджетирование позволяет четко разграничить сферы деятельности, каждый сотрудник занят своей работой, и никому не приходится выполнять чужую работу.
  4. Контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные за изучаемый период, сравниваются с плановыми показателями, выясняется, есть ли между ними расхождения. Такое сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что именно нужно сделать в первую очередь.

Управление финансовыми ресурсами на предприятии представляет собой сложный процесс, включающий в себя различные виды планирования и подходы к управлению. Одним из основных критериев классификации финансового планирования является срок. Стратегическое планирование — норма, срок которого достигает пяти лет, ставит перед собой задачу установить долгосрочные тенденции развития компании и определить способы их достижения. Текущее планирование, которое строится на основе разработанной финансовой стратегии, охватывает период до года и предполагает установление промежуточных целей. Оперативное планирование, в свою очередь, предусматривает разработку конкретных алгоритмов и графиков для определенных подразделений, и рассчитано на срок до трех месяцев.

Помимо сроков, виды планирования могут быть классифицированы по объектам. Так, финансовое планирование может быть разделено на собственно финансовое и налоговое. Цель налогового планирования заключается в сокращении расходов организации по обязательным платежам в бюджет, в то время как финансовое планирование в целом рассматривает прогнозируемую деятельность компании.

Существует несколько подходов к выработке финансовой стратегии и построению структуры бюджетов. Экономика оперирует большим количеством методов финансового планирования и прогнозирования, которые варьируются по степени точности и сфере применения. К ним относятся экспертные оценки, методы экстраполяции, методы моделирования, нормативный метод и балансовый метод.

Финансовое планирование необходимо любому бизнесу независимо от масштабов. Оно позволяет оценить перспективы развития и определить допустимые объемы затрат, приоритетные направления использования денежных ресурсов, а также потребности в инвестициях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *