Святитель Гурий, архиепископ Казанский
Святитель Гурий, в миру Григорий, родился в семье бедных дворян Руготиных.
Святитель Гурий, в миру Григорий, родился в семье бедных дворян Руготиных. В доме отца он получил благочестивое воспитание. Григорий был умен, кроток и уступчив, честен, любил ходить в храм, молиться и поститься, всегда подавал милостыню нищим.
В то время сыновья незнатных дворян обычно служили при домах богатых княжеских фамилий. Григорий стал служить в доме князя Ивана Пенькова. Ум, честность и благочестивая жизнь привлекли к Григорию особое доверие и благоволение князя и его супруги, что вызвало жгучую зависть остальных слуг. Они оклеветали юношу, и вспыльчивый князь, не разобрав дела, хотел сразу убить Григория, но потом придумал другую месть. Была выкопана яма, и в нее опущен сруб, в который и посадили Григория. В маленькое окошечко раз в пять дней опускали сноп овса и немного воды. Тяжко было положение невинного страдальца, и поначалу он чувствовал горькую скорбь. Но затем благочестивый юноша смирился, думая так: «Мученики терпели и не то, при всей своей святости. Темница избавила меня от соблазнов и тревог мирских. Здесь я могу готовиться к жизни вечной. А для чего еще жить на земле, если не для вечности?» Так, в терпении и благодарении Бога, провел Григорий в своей темнице два года.
И вот, однажды, в дверях темницы блеснул свет. Григорий, сотворив молитву, толкнул дверь, и она отворилась. Юноша понял, что Господь дарует ему свободу, и сразу пошел в обитель преподобного Иосифа Волоцкого, славившуюся строгой иноческой жизнью. Он был принят в число братии и пострижен в иноки с именем Гурий. В 1542 г. святитель Гурий был избран игуменом обители и пробыл им девять лет. Затем по болезни он сложил с себя заботы начальствования и два года жил на покое, в посте и богомыслии.
Так, в тишине и молитве, возможно, и окончил бы он свои дни, но Господь готовил для него иной путь, путь архипастырского служения. В это время для завоеванного Казанского царства необходимо было избрать архиепископа. Это место служения было очень важным: здесь с апостольской ревностью и чистотой души было необходимо проповедовать веру Христову незнающим ее. Два раза митрополит бросал жребий, и каждый раз на нем стояло имя святителя Гурия. Так, в феврале 1555 г. святитель был хиротонисан в архиепископа Казанского.
На новом поприще святитель Гурий жизнью и словом стал приводить язычников ко Христу, пробыв Казанским архипастырем восемь лет, вплоть до своей блаженной кончины, которая последовала 5 декабря 1563 г.
Читая житие святителя Гурия, нельзя не заметить чудное смотрение и промышление Божие о нем. Сделав святителя еще в юности невинным страдальцем, Господь путем иночества возвел его на святительский престол, дав жребий апостольского служения в непросвещенной Казанской земле, которое требовало обильных дарований духа и особенной ревности в подвигах и трудах, и, наконец, прославил его в Своем Небесном Царстве.
Так Бог руководствует и каждого из нас к наследованию жизни вечной и славы нетленной. Так бодрствует Он над каждым во все время жизни и на всех путях человеческих, воспитывая, обогащая духовными дарами, по мере подвигов и трудов, пока не представит непорочным пред Собою.
Пути промысла Божия в жизни человеческой так премудро направлены, что всякое Божественное определение относительно нашей участи, настоящей и будущей, сочетается с нашей свободой, и Бог никогда не нарушает и не стесняет этот неотъемлемый и великий дар. «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 19-20). Поэтому нельзя думать о действии Промысла, что определения Божии неизменны и неотвратимы, что если кому что на роду написано, того не миновать. Господь никому не хочет погибели и никому не определяет ее.
Предопределение Божие относительно участи человека состоит в предведении Божественном, в том, что Богу всеведущему заранее известно, какой мы изберем себе жизненный путь — путь порока или добродетели. Но не от этого предведения зависит наша участь, а от нашей свободной воли и деятельности. Если мы дарованными нам от Бога силами и способностями пользуемся надлежащим образом, то, заслуживая через это помощь и благословение Божие, обеспечиваем себе счастье и вечное спасение. Если же злоупотребляем своей свободой, не думаем об угождении Богу верой и добрыми делами, то сами готовим себе погибель.
Из жития прославляемого ныне святителя Гурия и из житий многих других угодников Божиих мы видим, что Божественное о них предопределение было вполне оправдываемо их свободным стремлением к нравственному совершенствованию и благоугождению Богу.
Так будем же и мы внимательны к Божьему руководству, которое обнимает всех нас, и особенно служащих Богу и стремящихся к Нему. Он не оставляет нас никогда, защищает, охраняет, утешает, вразумляет и наставляет ко спасительному пути. И что же остается нам делать, как не быть внимательными к Божьему смотрению, подобно всем святым Его? И прилагая к этому все старание жить достойно Бога, всячески угождая Ему, во всяком благом деле принося плод и возрастая в познании Бога, не по имени только считаясь христианами, но по соблюдению заповедей Божьих, и через это оправдаем промыслительное о нас Божие предопределение.
Последние новости
Проблемы с водоснабжением в крупных городах России
Города сталкиваются с серьезными вызовами в обеспечении населения водой
Сотрудничество между духовными семинариями Казани и Николо-Угрешска
Подписан договор о сотрудничестве между двумя духовными учебными заведениями.
Встреча руководства Татарстана с председателем Арбитражного суда Поволжского округа
Обсуждение работы арбитражных судов в Татарстане
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований