Шушара, колдовство и поленья под перину: репортаж из марийской семьи
Семья Халитовых показала гостям красный угол, чайную церемонию, исполнила частушки-дроботушки и рассказала о том – колдуны ли они.
Семья Халитовых показала гостям красный угол, чайную церемонию, исполнила частушки-дроботушки и рассказала о том – колдуны ли они.
За репортажем из марийского дома мы отправились в соседний с Набережными Челнами Тукаевский район – в поселок Круглое Поле. Искать нужный дом долго не пришлось, у самых ворот гостей встречала семья марийцев в национальных костюмах – их было видно издалека. Раньше одежда, вышитая символами-оберегами, увешанная монетами, считалась повседневной.
Чайная церемония из первых весенних трав
«Поро кече – здравствуйте. Отведайте наших напитков и выпечку. Квас сделан из ржаной муки, обожженной в печке (это раньше), а сейчас в духовке. Шушара, внешне похожа на баурсак, испечена из дрожжевого теста, оставшегося от хлеба, обжарена на открытом огне. А теперь пройдите в баню, чтобы смыть с себя злых духов, да пыль дорожную. Для вас заварили веников липовых», – приветствует хозяйка Зоя Халитова.
Только после бани можно пройти в дом. Переступая порог, задеваем подвеску-оберег на дверном проеме, раздается глухой звон. Он, по поверью, разгоняет нечистую силу, дурные мысли, пришедшие вместе с гостями. Подвеска состоит из миниатюрного домика, колокольчика и вышитого полотенца. На полотенце изображены символы марийцев – священное древо с лосем и люди.
«Гостей – чистых телом и помыслами – приглашаем к столу. На кухне пыхтит самовар, он готов угостить травяным чаем. Перед основным блюдом у нас принято провести чайную церемонию: завариваем в кипятке первые весенние травы, собранные в лесу и на своем огороде, – мята, лимонник, зверобой, крапива. К чаю у нас блины с луковым, масляным, медовым соусами и вареньем», – передавая горячие чашки с ароматным напитком, говорит сын Вячеслав.
Марийцы с раннего детства обучены ставить самовар, раньше он был на углях. Пока разведет огонь, ребенок весь исплачется от того, что в силу возраста не сразу получается, и от страха, что строгий отец будет ругать за холодный самовар.
«Присаживайтесь с нами за стол», – приглашаем суетящуюся хозяйку.
«Не принято. Женщина-хозяйка в марийской семье не садится за стол вместе с гостями. Я после отобедаю», – ответила Зоя, наливая крапивный суп. Современные марийцы, как и их предки, стараются готовить пищу из того, что дает им природа.
Священная роща, где нельзя шуметь
Сытый гость – добрый. Теперь можно провести и к самому священному месту в доме – к красному углу, где марийцы молятся своему Белому Богу. В этом углу, как и у православных, у них висят белые вышитые ткани с изображением креста. В чем различие – нет полок с иконами.
«Мы – крещеные марийцы. Нас крестили во время правления Ивана Грозного. Многие не хотели принимать христианскую веру, поэтому бежали с нажитых мест, прятались. Переплывали Каму, Вятку. У меня дед и отец из Башкортостана, позже обосновались в Удмуртии, в Граховском районе, в деревне Мари-Возжай, а в Татарстане я оказалась, выйдя замуж», – говорит марийка.
Зоя Халитова до сих пор, как и ее предки, продолжает ходить в священную рощу и молиться Белому Богу, которым для марийцев является дерево с двумя стволами из одного корня. Для них Бог – это природа, дающая им жизнь, кров, еду. К лесу, священной роще они относятся с большим уважением: там нельзя говорить дурных слов, шуметь, бросать мусор, иначе можно навести на себя гнев природы, он может проявиться через болезни.
«Про вас, марийцев, говорят, что вы – колдуны», – интересуюсь у хозяйки дома.
«Есть такое поверье. Сейчас уже колдовства нет, но сглазы снимать могу, ко мне приходят люди», – откровенно сказала Зоя. – Верим мы и в то, что есть злые места, которые нужно проходить без лишнего шума, иначе можешь разбудить лихо, накликать на себя болезни. У меня с сыном так же было: пошумел он у нечистого моста, и весь покрылся водянистой сыпью.
Звон монет на головных уборах, на платье, на поясе женской одежды необходим, так как он отводит сглаз, болезни, плохие мысли. Кстати, чем больше монет, тем богаче считается невеста. Обереги-украшения собираются из тех монет, которые в разные времена бывают в обороте. Даже встречаются царские монеты, передаваемые по наследству.
Свой обряд есть у марийцев и в отношении новорожденных детей. Его Зоя соблюла для двух внуков. Как ее учила мама, сразу после роддома она развернула пеленки с детьми и осмотрела их. Потом рядом с ними и зыбкой, где они будут спать, провела дымящейся веткой расторопши, тем самым отогнав все дурное. Затем в бане омыла их разведенными дрожжами. В конце, держа мальчиков за ноги вниз головой, пару раз легонькой тряхнула их, чтобы пуповина встала на место.
«Сполоснули детей, и они, как ангелочки, засыпают – посапывают», – смеется Зоя.
Жениху и невесте подкладывают под перину поленья
Марийские женщины – прекрасные рукодельницы. Дом Зои Халитовой украшен половиками, коврами, покрывалами, вышитыми народными символами подушками, полотенцами. Хорошая хозяюшка досталась супругу, вот и сосватал он ее быстро, чтобы другие не успели разглядеть.
«И сама не поняла, как замужем оказалась, – с улыбкой делится марийка. – Сватьи у нас приходят вечером, чтобы меньше соседей знали, а вдруг другой парень выкрадет! И такое бывало. Свадьба, по традиции, прошла дома, столпотворение было: почтенные гости сидели за столом, а остальные, помоложе, стояли. Жених и невеста празднуют не со всеми, сидят в соседней комнате со свидетелями. Молодые выходят, чтобы только станцевать под платком (фатой) невесты», – вспоминает Зоя.
До того, как молодых увезти спать, им под перину подкладывают поленья. Чтобы спалось жестко. Намекая на то, что они сюда не спать пришли, а будущих наследников рожать. Когда гости расходятся, невестка вступает в права хозяйки – убирает всю посуду со стола.
Неожиданно улыбка сходит с лица Зои Халитовой. С тоской в глазах хозяйка дома открывает книгу, где на марийском языке прописаны традиции. Она и ее сын – единственные в семье, кто могут читать и говорить на родном языке.
«Иногда, когда нужно, чтобы невестка (она у нас русская) не поняла, разговариваю с сыном на марийском языке. Конечно, меня сильно печалит, что внуки не знают родного языка. Я им стараюсь передать хотя бы традиции их народа – через танцы, песни, национальные костюмы. Мальчишки у меня с двух лет дробят ногами (притопывают, танцуют). Если дробит, значит, марийский ребенок, этим он и отличается от других. Их даже учить этому не надо – слышат музыку марийцев и дробят», – радуется марийка.
«Мама, но традиции внуки-то знают. С тобой на фестивале «Без бергэ» победили. Ты марийские частушки поешь, а дети дробят-пританцовывают, они с гордостью, уважением носят наши национальные костюмы», – пытается успокоить сын.
«Бабуля, а еще ты нас марийскому трудолюбию научила, мы тебе по хозяйству постоянно помогаем, – присоединились внуки Дмитрий и Данил, – и традиции марийские мы все помним, что ты нам показываешь».
Напоследок они всей семьей показали небольшую концертную программу: Зоя и ее подруги Галина Архиреева и Нина Терехова исполнили частушки про природу, детей, дружбу, а внуки в это время звонко дробили ногами.
Фото и видео автора
Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте , Telegram , Одноклассники .
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Ольга Степанова
Последние новости
В России принят закон о запрете продажи газосодержащих товаров детям
Новый закон направлен на защиту несовершеннолетних от токсикомании.
Курс валют на 27 ноября: рубль ослабляет позиции
Банк России сообщил о курсе валют, который вступает в силу со среды.
Новые данные о вакцинации в России
74% россиян получили прививку, что является значительным достижением в борьбе с пандемией.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку