Первая неделя Великого поста. Торжество Православия

В первую Неделю Великого поста празднуется победа и торжество Православной Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами – проводится своего рода чёткое разделение истины и лжи.

В первую Неделю Великого поста празднуется победа и торжество Православной Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами – проводится своего рода чёткое разделение истины и лжи.

Иконопочитание, которое основано на Священном Писании, являлось обычаем у первых христиан, вплоть до VIII века оставалось неприкосновенным. Но в 730 году византийский император Лев III Исавр запретил его. Православные почитатели икон, в особенности монахи, которые боролись за право изображать на иконах Иисуса Христа, Богоматерь, святых и молиться перед ними, подвергались серьёзнейшим гонениям. Их заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Тысячи икон, равно как и фресок, мозаик, изваяний святых, были уничтожены. Считается, что по своей жестокости эти гонения были сравнимы с гонениями на христиан языческих императоров Диоклетиана и Нерона.

А после завершения Собора, в первое воскресенье Великого поста – 19 февраля в 843 году, состоялось особое торжество. Патриарх Константинопольский Мефодий установил праздничное богослужение – так и появился особый чин, называемый «Торжество Православия». В рамках этого праздника духовные лица и миряне вышли на улицы Константинополя с иконами в руках, к ним присоединилась и сама царица Феодора. Именно в честь этого события Церковь и празднует Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста. Именно в честь этого события Церковь и празднует Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста.

Праздником Торжества Православия завершается первая и одна из самых строгих седмиц Великого поста. Этой не случайно, так как и в целом христианская жизнь приводит человека к радости. Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина – это радость и мир во Святом Духе. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.

Конечно, мы можем просто на словах декларировать свою православную веру, но постоянная жизнь во Христе, та ревность, с которой многие приступают к Великому посту – вот это и можно считать, своего рода, личным Торжеством Православия. Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.

Евангелие недели. Призвание Нафанаила

43  На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44  Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45  Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46  Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47  Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48  Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49  Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50  Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51  И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

В этом отрывке рассказывается о том, как по-разному уверовали во Христа  Филипп  и Нафанаил. События происходят неподалеку от Вифавары — места, где крестил Иоанн Креститель. В Вифавару Христос вернулся после 40-дневного испытания в пустыне. Он желает приобрести новых учеников и находит Филиппа. Христос не стремится в чем-то убедить Филиппа, а просто призывает его: «...иди за Мной». Для Филиппа этих слов достаточно.

С радостной вестью обращается Филипп к Нафанаилу. Но Нафанаил знал пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме и предполагал, что Христос не только должен родиться, но и прийти также из Вифлеема. Поэтому он высказывает сомнение: «...из Назарета может ли быть что доброе?»

Иисус не порицает Нафанаила за его сомнения и желание во всем разобраться. Он открывает, что знал Нафанаила еще раньше, что видел его под смоковницей. Называет точное время и место.

Что же делал Нафанаил под смоковницей? В тексте нет прямого ответа на этот вопрос. Наиболее вероятно, что под смоковницей он молился. Нафанаил специально скрылся от всех, чтобы побыть наедине с Богом, и теперь перед ним стоит Посланник Того, кому Он молился — ведь кроме Бога и Его Посланника никто не может знать о его тайной молитве под смоковницей.

Осознав все это, Нафанаил приходит к выводу, что Иисус и есть не кто иной, как Мессия-Христос.

Торжество Православия. История праздника

Праздник Торжества Православия  установлен Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще. Последний иконоборческий император, Феофил, скончался 20 января 842 года и этим закончилась эпоха, сотрясавшая империю почти полтора века. Необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика и устранить другие нестроения. Наконец, в марте 843 года патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший за святые иконы исповедник. Известие об избрании и поставлении православного патриарха вместо иконоборца очень воодушевило всех верных, которые с радостью собрались в главном храме Константинополя для всеобщей благодарственной молитвы. Это произошло 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста.

Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю. Предварять Литургию в праздничные дни процессией было в ту эпоху обычной практикой Константинопольской Церкви, но здесь эта процессия имела особый смысл – множество духовенства, монахов и мирян, участвовавших в ней, являло победу Православия над лжеучением, а преднесение участниками процессии святых икон утверждало догмат об иконопочитании.

С той поры в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия – продолжительное перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественные поминовение усопших благочестивых поборников Православия – императоров и патриархов, и многолетствование всех здравствующих православных, во главе с царями и патриархами. Синодик Православия, в его современной редакции, и сейчас читается в храме за богослужением первой недели Великого поста в составе Молебного пения Торжества Православия, которое начинается с торжественного изнесения духовенством святых икон из алтаря и заканчивается их целованием.

Но память Торжества Православия – не единственная память первой недели Великого поста. Еще до самого события Торжества Православия за этой неделей была закреплена память Всех святых пророков. И хотя в современном названии первой недели поста память святых пророков не обозначена, песнопения и чтения этой памяти доныне сохраняются в богослужебных книгах.

Соединение вместе памяти Всех святых пророков и Торжества Православия не случайно – оно напоминает нам об истинности православной христианской веры, в которой исполняются все ветхозаветные пророчества, и которую не смогли одолеть ни древние ереси, ни тяжелые гонения, – как и восклицает Святая Церковь в Молебном пении Торжества Православия: Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!

Икона «Торжество Православия»

В центре композиции крупнее всего изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона стоит на Престоле, ее поддерживают два ангела в красных придворных одеждах.

Икона на Престоле напоминает о молебне, совершенном Константинопольским патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом и всем православным народом 11 марта 843 года в храме Святой Софии. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах. По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, прежде яростного иконоборца. На двенадцатом году правления он сильно заболел. Как-то Феодора услышала вопль императора: «Горе мне, несчастному: подвергаюсь побоям за святые иконы!» Услышав крики мужа, она с молитвой возложила на больного образ Богородицы. Император поцеловал святой образ, и ему стало легче. После смерти мужа Феодора созвала Собор, предавший иконоборцев анафеме. Участники Собора записали в еретики и императора, но его имя чудесным образом исчезло из списка.

Икона Торжества Православия разделена на два ряда. Вверху слева от иконы Богородицы — праведная императрица Феодора с сыном Михаилом. Царевич Михаил присутствует на иконе, несмотря на то что впоследствии его за беспутную жизнь прозвали пьяницей. На иконе он изображен как участник исторического события.

Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания.

В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Да дыне — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья-защитники икон получили, потому что на их лицах по приказанию императора Феофила раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.

Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Христа-Эммануила в руках. Именно она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита.

Торжество православия или плоды иконоборческого кризиса

В истории Церкви любой кризис приводит к выявлению малого стада, готового перенести всю тяжесть гонений, но и в жизни, церковном искусстве и богослужении уточняется то, что было, или появляется нечто новое. Так и иконоборческий кризис (кстати, греческое слово κρίση кризис — обозначает  суд), который длился более ста лет, явился неким водоразделом для истории Церкви, в результате которого пришли новые элементы, а старые были оставлены, и результат победы над иконоборцами мы можем с вами ощущать и до сих пор.  Читать далее→

 

Последние новости

Проблемы с водоснабжением в крупных городах России

Города сталкиваются с серьезными вызовами в обеспечении населения водой

Сотрудничество между духовными семинариями Казани и Николо-Угрешска

Подписан договор о сотрудничестве между двумя духовными учебными заведениями.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Нефтекамске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *