30.11.2022

30 ноября. Память cвятителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского

Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок.

Седмица 25-я по Пятидесятнице
День постный. 17 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266–270). Преподобного Никона, игумена Радонежского , ученика преподобного Сергия (1426).

Мученика Ацискла и Виктории Кордувийских (IV). Преподобного Лазаря иконописца (ок. 857). Мучеников Гоброна-Михаила и с ним 133-х воинов (914) (Груз.). Преподобного Севастиана Джексонского (1940) (Серб.).

Святитель Григорий, епископ Неокесарийский

Святителя Григория (в миру Феодора) считают первым, кто в Крещении принял христианское имя Григорий («пробудившийся», «бодрствующий»). В 14 лет он лишился отца, и это, по словам святого, стало «началом истинного познания». Окончив школу риторов, Григорий занялся философией и изучением Писания. Около 245 года он был поставлен во епис копа Неокесарийского. Святость жизни и обильные духовные дары святителя многих привели ко Христу — в начале его служения в городе было всего 17 христиан, а перед своей кончиной около 270 года он еле нашёл на окраинах 17 язычников. По словам святителя Василия Великого, место святителя Григория «среди апостолов и пророков», так как он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской».

Преподобный Никон, игумен Радонежский

Преподобный Никон в юном возрасте, услышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, пришел к нему с просьбой постричь его в иноки. Великий игумен, провидя будущего подвижника и испытывая его смирение, отослал Никона в Высоцкий монастырь, где тот принял постриг и священство. Укрепившись в добродетелях, святой вернулся к наставнику, став его помощником, а затем преемником. Преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией. После разорения обители татарским войском Никон с братией начали работы по ее восстановлению. В это время были обретены нетленные мощи Преподобного Сергия, для упокоения которых преподобный Никон воздвиг Троицкий собор.

Преподобный Лазарь иконописец

По происхождению Лазарь, вероятно, был хазар, жил в Константинополе, в раннем возрасте принял монашеский постриг. Будучи иконопочитателем, изучил искусство иконописи и, несмотря на иконоборческие гонения, писал иконы. При императореиконоборце Феофиле (829–842 гг.) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу. От неминуемой казни святого спасла блж. имп. Феодора. Уступив просьбам императрицы, Феофил выпустил находившегося при смерти Лазаря из темницы. Преподобный укрылся в храме Предтечи в Фовере где, несмотря на мучавшие его раны, написал образ св. Иоанна Крестителя, который стал почитаться чудотворным. После восстановления иконопочитания им был создан мозаичный образ Иисуса Христа, который поместили над воротами Халкопратии. Также прп. Лазарь создал изображение Богородицы и двух Ангелов в храме Св. Софии.

Священное Писание

2 Сол., 275 зач., II, 1-12

1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,  2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

3 Да не обольстит вас никто никак:  ибо  день  тот  не  придет,  доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,  4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

6 И ныне вы знаете, что́ не допускает открыться ему в свое время.

7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только  не  совершится  до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего  9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,  10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,  12да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

Лк., 78 зач., XV, 1-10

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

3 Но Он сказал им следующую притчу:  4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью  6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,  9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 15, 1-10

"Притча об овце заблудшей и драхме потерянной". Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их, и когда находит Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии через совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!. . . Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: "завтра брошу", и остаются в прежнем положении. Так проходить день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение — кто знает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Люди редко любят слышать правду о самих себе, в очень редких случаях, и только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. И когда это хорошее и доброе говорится, то предполагается, что человек, в адрес которого это говорится, должен в награду за добрые слова, часто лицемерные и ложные, делать что-то тому, кто эти слова говорит. Вот из этой простой логики взаимного обмана строится практически бо’льшая часть нашей жизни. Проанализируйте свои беседы в компаниях, среди коллег, за столом, особенно там, где есть начальство, и вы тут же определите эту ложную ноту. Эта ложная нота свидетельствует о лицемерии и лжи, и она не отвращает людей от коварства. <…> Эта ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими, она присутствует и в общественных отношениях.

Мать и дитя

Видели вы, как мать учит ходить свое дитя? Сначала она поддерживает его, приучая уверенно перебирать ножками, потом оставляет одного где-нибудь около стула, отходит шага на три и манит. Малютке страшно. Поддержки нет. Надо оставить стул и сделать три шага самостоятельно. Целых три шага! Правда, мама близко. Если споткнешься, она сейчас подхватит на руки и не даст ушибиться больно. Но три шага! Целая пропасть! Малютка мнется в нерешительности. Но стоять скучно. Мама манит. Надо к ней. Тихонько выставляет он одну ножку вперед. Секунда колебания. Потом вдруг страшное усилие, два неверных, быстрых-быстрых, спотыкающихся шага, и он с размаху бросается в мамин подол. Какая радость! Какой восторг!

Так и Господь, как любящая мать, учит Своих детей. Их необходимо иногда оставлять одних, чтобы заставить сделать нужное усилие, приучить держаться твердо на ногах и собственной волей ходить по стезям жизни в Боге. Бурями и временными оставлениями укрепляется душа.

Святитель Василий Кинешемский

Зачем мирянину нужна аскетика, какое отношение к нам имеет опыт великих подвижников?

Христианство — это не просто правильная богословская теория, это практика духовной жизни. Любая практика основана на опыте. Мы имеем богатейший опыт духовной борьбы, изложенный святыми подвижниками. Святые отцы называли аскетику искусством из искусств.

Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни — у монаха-отшельника, другие — у инока, живущего в общежительном монастыре, третьи — у мирянина. Что объединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению. У нас и единый Церковный Устав, но применяется он в разной степени.

Аскетика отвечает на популярные вопросы мирян: как избавиться от той или иной страсти, научиться молитве, обрести внимание на богослужении, не превращать исповедь в механическое повторение одних и тех же грехов? и т.п.

Субъективное эстетическое доказательство: наша способность воспринимать и ценить красоту

В материалистической картине мира все наши способности — в том числе, интеллектуальные и духовные, должны быть плодом эволюции, то есть процесса, полностью детерминированного острой конкуренцией за ограниченные ресурсы, в ходе которого качества, полезные для того, чтобы продвигать свои гены, закреплялись, а неполезные — отсеивались.

Можно приискать эволюционное объяснение того, что, например, лица противоположного пола кажутся нам красивыми, или вид накрытого стола радует глаз.

Но это охватывает только очень небольшую часть нашего эстетического опыта; большую часть того, что мы находим эстетически прекрасным — далекие туманности, горы, водопады, леса — трудно связать с пищей или размножением. 

Более того, эстетическое переживание было бы эволюционно вредным - потому что отвлекало бы наших предков от борьбы за ресурсы. Гораздо более убедительное объяснение — способность видеть и ценить  красоту  вложена в нас нашим Создателем.

Молитвословия

Тропарь святителя Григория Неокесарийского

глас 8

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителя Григория Неокесарийского

глас 2

Чудес многих прием действо,/ знаменьми ужасными демоны устрашил еси/ и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие,/ чудотворец же именуешися,// звание от дел прием.

Молитва святителю Григорию Неокесарийскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Никона Радонежского

глас 1

Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Никона Радонежского

глас 4

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Последние новости

Новости

Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 60113 на рассмотрении 6673 решено 53440 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим

Календарь семейных праздников в России

Указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным 2024 год объявлен Годом семьи.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *