25 сентября. Память преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы .
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Поста нет. 12 сентября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы . Священномученика Автонома, епископа Италийского (313). Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).
Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (1704). Преподобного Вассиана Тиксненского (1624). Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мученика Феодора Александрийского . Священномученика Корнута, епископа Никомидийского (Иконийского) (249–259).
Священномучеников Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мученика Алексия Ворошина (1937).
Священномученик Автоном, епископ ИталийскийСвященномученик Автоном был епископом в Италии. Во время гонений императора Диоклетиана (284–305) святитель оставил свою страну и поселился в Вифинии, в местечке Сорея, у страннолюбца Корнилия. Святой с ревностью совершал своё апостольское служение и обратил ко Христу столько язычников, что образовалась большая церковь, для которой он освятил храм во имя Архистратига Михаила и рукоположил пресвитером Корнилия. С проповедью о Христе святой также посетил Ликаонию и Исаврию. Диоклетиан повелел схватить Автонома, но тот удалился в Клавдиополь. Возвратившись в Сорею, святитель рукоположил Корнилия во епископа и после проповеди в Асии отправился искоренять язычество в местечко Лимны, близ Сореи. Однажды новообращённые им местные христиане разрушили идольское капище. Язычники решили отомстить им и, выбрав момент, когда епископ Автоном служил Божественную Литургию, напали на храм Архистратига Михаила и после истязаний убили святого, обагрив алтарь церкви его мученической кровью.
Преподобный Афанасий ВысоцкийСын новгородского священника Афанасий поступил в обитель преподобного Сергия Радонежского и стал его любимым учеником. В 1374 году вместе с преподобным он пришел в Серпухов и основал Зачатьевский монастырь на высоком берегу реки Нары (отсюда название Высоцкий), став его первым игуменом. Помимо молитвы любимым занятием Афанасия было переписывание книг. Назначив своим преемником Афанасия (Младшего), он отправился в Константинополь и поселился в Студийском монастыре. Здесь Афанасий предался священнобезмолвию, а также переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг, которые он затем отправлял на Русь. В частности, Афанасий переписал знаменитый Устав преподобного Саввы Освященного (известный на Руси под названием «Око Церковное»), который и сегодня используется в Православной Церкви.
Перенесение мощей праведного Симеона ВерхотурскогоПраведный Симеон Верхотурский — дворянин, добровольно избравший смиренную жизнь бедняка в уральском селе Меркушино. В 1642 году он скончался и был похоронен на кладбище при церкви Архангела Михаила. На могиле святого совершалось множество исцелений. 12 сентября 1704 года его нетленные мощи были перенесены из Меркушина в Николаевский монастырь города Верхотурье торжественным крестным ходом, вслед за которым полз на коленях хромой юродивый Косьма. Выбиваясь из сил, он кричал святому: «Брате Симеоне, давай отдохнём!» — и, пока Косьма отдыхал, никто не мог сдвинуть гроб святого. На местах остановок впоследствии были воздвигнуты храмы и часовни. Для того чтобы вместить огромное число паломников, в монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, в который 27 мая 1914 года перенесли мощи святого.
Священное Писание2 Кор., 176 зач., IV, 6-15
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Мф., 92 зач., XXII, 35-46
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаМф. 22, 35-46
Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического - самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.
Слово Святейшего Патриарха КириллаУстремляясь к Божиему Царству, открытому во Христе Иисусе, Спасителе и Господе нашем, мы должны посвящать свою жизнь приуготовлению к встрече со Христом. Все остальное вторично, все остальное мы делаем для того, чтобы достичь главного. К сожалению, человек так поглощен каждодневной суетой, что самая главная цель уходит куда-то далеко. Мы вспоминаем о ней в лучшем случае один раз в неделю, когда приходим в храм Божий, а ведь иногда и реже вспоминаем. И каждый день с утра до вечера трудимся, отдавая все свои силы, энергию, образование — все то, что имеем, — достижению сиюминутных человеческих целей.
Софроний (Сахаров) о промысле БожиемУчастие Бога в нашей личной жизни мы именуем промыслом. Сей промысл вовсе не подобен языческому року. В некоторые решительные моменты мы действительно сами выбираем из представляющегося возможным. Когда пред нами открываются различные пути, то мы должны решительно двинуться к последнему искомому нами Благу. В таких случаях особенно ярко проявляется наша духовная свобода. Более часто, к сожалению, люди руководствуются временными побуждениями, уклоняясь от указанного Богом пути в Царство Света. Так человек впадает в круг обманчивых страстей, мешающих ему узреть желанную зарю. При всяком выборе все же неизбежны страдания и жертвы. И когда мы избираем волю Божию, то всякая жертва уподобляет нас Христу: «Отче! о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).
Первая заповедь Нового Завета: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство НебесноеСвятитель Иоанн Златоуст: «Что значит: нищие духом? Смиренные. Духом Он назвал душу и расположение человека. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого». Смирение проще всего определить от противного — это состояние противоположное гордости. Под смирение иногда маскируется смиреннословие — притворное унижение себя напоказ.
Нищий не имеет ничего своего, и всё, что мы имеем, мы имеем благодаря Богу. Мы лишь распорядители того, что Он дал для того, чтобы оно служило спасению нас и ближних. Все от Бога, не только материальные блага, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий.
Осознание своей духовной нищеты состоит в видении человеком:
— во-первых, повреждённости своей природы грехом (если человек не чувствует себя больным, то не будет лечиться);
— во-вторых, невозможности исцелить её своими силами, без Божьей помощи. Преп. Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
Так же как Первая заповедь Ветхого Завета является стержнем остальных, так и в Заповедях Блаженства первая является фундаментом, необходимым условием для исполнения других заповедей. Любые добродетели без нищеты духовной могут привести даже великого подвижника в очень опасные состояние тщеславия и гордости. Смирение — удивительная добродетель! Решишь, что она у тебя есть, — и её сразу нет.
Нищим духом обещается «Царство Небесное». Обратим внимание, не сказано: тех будет Царство Небесное, но есть; потому что уже здесь — на земле — в смиренных сердцах царствует Бог.
Божественное Откровение — это не «только Библия»Основной принцип протестантизма выражен фразой фразой sola Scriptura, что по-русски значит «только Писание». Библия провозглашается единственным и исключительным источником веры и жизни христианской общины, Священное Предание отвергается.
Почему этот принцип ошибочен?
Во-первых, Церковь создала Библию, а не Библия — Церковь. Как мы ясно видим из самой Библии, Церковь уже существует, когда пишутся книги, которым предстоит войти в Новый Завет. Святые Марк и Матфей, Лука и Иоанн, Иаков и Павел пишут уже будучи членами Церкви и обращаясь к членам Церкви. Христос, как говорит само Писание, не написал Книгу — Он создал Церковь: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Матф.16:18) Тексты Нового Завета возникают в Церкви, принимаются Церковью, Церковью опознаются как Священное Писание и Церковью передаются из поколения в поколение.
Во-вторых, принцип «только Писание» неосуществим на практике. Нередко протестанты критикуют те или иные особенности православного богослужения, говоря: «Где это в Библии?». Но ведь эти же слова можно обратить и к самими протестантам — где в Библии написано: «И создайте группу прославления с гитарами и электроорганом, и арендуйте зал для собраний; и повесьте поперек его транспарант с цитатой». Писание не является сборником детальных инструкций относительно всех сторон церковной жизни, поэтому в реальности любая группа верующих исходит не только из Писания.
В-третьих, любая группа верующих неизбежно формирует свое предание. Как мы видим, различные протестантские общины могут сильно расходиться в вероучении, обращаясь к одной и той же Библии. Значит, в реальности это вероучение формируется не только Библией, но и преданием той или иной общины — толкованиями авторитетных в данной группе богословов, сложившимися в ней обычаями и традициями. Иногда эти частные предания захватывают часть церковного Предания, но неизбежно в сильно обедненном и урезанном виде.
Православное Предание восходит ко Христу и Его апостолам, а предания тех или иных протестантских групп — к их основателям, которые апостолами явно не были.
МолитвословияТропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!
Кондак на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Кондак священномученика Автонома
глас 2
Божественная премудре, непорочне тайноводил еси,/ жертва приятная был еси Богоблаженне:/ Христову бо пил еси Чашу преславне,/ светильниче всемирный,/ моля непрестанно о всех нас.
Последние новости
Горячая линия для жителей города: как получить помощь и поддержку
Новая инициатива направлена на улучшение качества жизни граждан.
День матери: забота о гигиене мамы и малыша
Забота о чистоте ребенка — важная часть материнских обязанностей.
Новый телеграм-бот для жителей Татарстана
Электронный помощник упрощает доступ к актуальным тарифам.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований