12 января. Память святителя Макария, митрополита Московского
Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
Седмица 31-я по Пятидесятнице. Святки
Поста нет. 30 декабря по ст. ст.
В этот день совершается память:
Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Святителя Макария, митрополита Московского (1563). Мученицы Анисии (285–305). Священномученика Зотика пресвитера, сиропитателя (IV).
Апостола от 70-ти Тимона (I). Мученика Филетера Никомидийского (311). Преподобной Феодоры Кесарийской (VIII). Преподобной Феодоры Цареградской (940).
Мученицы Марии Даниловой (1946).
Память сродников ХристовыхВ воскресенье после Рождества Христова празднуется память сродников Христовых по плоти — праведного Иосифа Обручника, царя Давида и праведного Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима. Христос по плоти произошёл из рода царя Давида. Неслучайно именно в Вифлеем направляются праведный Иосиф и Дева Мария на перепись — это родной город Давида. Божия Матерь, как и праведный Иосиф Обручник, происходила из этого рода: «Богоотца вси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл Дева, и из Нея возсия цвет Христос» (стихиры на «Господи, воззвах»). Гимнография дня поочерёдно создаёт пары из трёх вспоминаемых святых, чтобы рельефнее показать их подвиг и отношение ко Христу: например, одна из стихир ублажает Давида как пророка, а Иакова — как первого епископа, потому что их учение помогает нам верно славить Рождество Христа. В другой стихире даётся такая параллель: Давид был пастырем, но стал царём, Иаков же, происходя из царского рода, поставлен Христом пастырем Церкви.
Святитель Макарий, митрополит МосковскийВ 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывал в Москве соборы, получившие впоследствии наименование «Макарьевских ». Главным деянием соборов стало общецерковное прославление русских святых. Ранее канонизация святых осуществлялась на Руси, как правило, по благословению местного архиерея, поэтому подвижники почитались преимущественно в землях своих трудов и подвигов. На Макарьевских соборах были канонизированы святители Иона Московский, Иоанн, Иона, Евфимий, Никита и Нифонт Новгородские; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и другие подвижники. Кроме того, святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи, включающие в себя жития и поучения святых.
Преподобная Феодора ЦареградскаяПреподобная Феодора жила в Царьграде. Овдовев, она раздала все имущество и стала служить святому Василию. Перед смертью преподобная приняла монашество. Ученик святого Василия захотел узнать о ее загробной жизни, и это было открыто ему в видении. Явившись, святая рассказала, что она чувствовала, когда ее душа разлучалась с телом, как злые духи старались завладеть душой, зная за ней грехи, а ангелы защищали ее, указывая на то доброе, что она сделала в жизни; как затем ее вели по так называемым мытарствам, где каждый грех имеет свое мытарство; и как, наконец, вследствие своей доброй жизни и молитв ее духовного отца на земле она миновала все мытарства и ей были показаны райские обители, а также муки грешников в преисподней.
Священное ПисаниеИак., 51 зач., I, 19-27
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Мк., 52 зач., XI, 27-33
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаМк. 11, 27-33
Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, - молчат, ибо нечего было сказать против, а все не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, - придумали изворот: "о князе бесовском". Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, - тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличем разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию - дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма - уж не от отца ли она тьмы?
Слово Святейшего Патриарха КириллаУ Бога нужно просить то, что является важным, насущным для нас, наших ближних, родных. По вере нашей Господь дарует нам все необходимое для нашего спасения и жизни вечной, будь то материальное или духовное. Бог дарует нам все в перспективе вечной жизни, а не в перспективе одной недели, одного месяца или одного года. Вот почему нам иногда кажется, что Бог не слышит нашей молитвы, не исполняет наших просьб. Господь посылает нам не то, чего нам сегодня хочется, а то, что реально необходимо для спасения. Поэтому верующий человек всегда с доверием относится к Богу и с благодарностью принимает Его дары.
Проскомидия и Великий входСлово «проскомидия» в переводе означает «приношение», потому что в древности проскомидией называли принесение Святых Даров к предстоятелю. Поэтому можно называть проскомидией современный Великий вход, когда с жертвенника на престол переносятся Святые Дары. В древности проскомидии предшествовала краткая подготовка, во время которой диаконы, после того как оглашенные покидали храм, принимали просфоры и другие приношения от христиан вместе с просьбами о поминовении. Поэтому во время Великого Входа совершается поминовение всех христиан, начиная с Патриарха. Впоследствии проскомидией стали называть приготовление Святых Даров, ныне совершаемое перед началом Божественной литургии, на жертвеннике, расположенном слева от престола. В XIX веке прихожане сами подходили к жертвеннику со своими просфорами для поминовения. В современной практике верующие пишут записки, которые относят в алтарь. Так как приношения с древности принимали только от верных, в записках запрещено писать имена некрещёных людей.
Почему всемогущий Бог не уничтожит зло?Потому что зло имеет своим источником злую волю свободных созданий, и это зло может прекратиться двумя путями.
Либо добровольно, когда они покаются, примут Божье прощение и благодатную помощь для того, чтобы глубоко перемениться, и, оставив всякое зло, твердо обратятся к добру.
Либо в результате суда Божия над злом, когда упорные и нераскаянные злодеи будут окончательно изолированы, чтобы они уже не могли вредить Божиему творению. Место этой изоляции и называется адом.
Бог отлагает Свой суд, «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9), но в назначенный день Он непременно совершит этот суд и зло будет уничтожено.
МолитвословияТропарь святителя Макария Московского
глас 4
Яко великим пастырем единонравна/ и учителем вселенныя единомысленна,/ Божия Премудрости служителя изрядна,/ иже блаженству тезоименита,/ днесь, вернии, вси воспоим:/ Христа Бога моли, святителю Макарие,// умирити мир и спасти души наша.
Кондак святителя Макария Московского
глас 3
Богомудрым учением и книжным списанием/ потщался еси, святителю Макарие,/ люди российския просветити/ и святых земли нашея прославити./ Сего ради чуден пронаречеся,/ преемниче первопрестольников российских,// моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.
Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси
О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.
Кондак священномученика Зотика
глас 2
За любовь Христову, преподобне, нищия возлюбив,/ и сих удоволил еси,/ и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате./ Сего ради вси тя почитаем,/ совершающе память твою.
Кондак мученицы Анисии
глас 4
Наста светоносный день чудесных подвиг твоих, страстотерпице преславная,/ днесь Божия честная Церковь празднует и созывает вопити тебе:/ радуйся, дево мученице Анисие всеблаженная.
Последние новости
Проблемы с водоснабжением в крупных городах России
Города сталкиваются с серьезными вызовами в обеспечении населения водой
Сотрудничество между духовными семинариями Казани и Николо-Угрешска
Подписан договор о сотрудничестве между двумя духовными учебными заведениями.
Встреча руководства Татарстана с председателем Арбитражного суда Поволжского округа
Обсуждение работы арбитражных судов в Татарстане
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией