Расуля Аетдинова: «Наши студенты не умеют учиться самостоятельно»

О том, как преподаватель КФУ из Челнов стала приглашенным профессором департамента гуманитарных наук Университета Тренто в Италии «Специфика обучения в Италии и ЕС заключается в самообразовании.

О том, как преподаватель КФУ из Челнов стала приглашенным профессором департамента гуманитарных наук Университета Тренто в Италии

«Специфика обучения в  Италии и  ЕС  заключается в  самообразовании. В  школах и  университетах педагог выполняет только функцию консультанта. Сразу возникает вопрос: почему у  нас не  так?»  — размышляет заместитель директора Высшей школы экономики и  права по  научной деятельности челнинского института КФУ Расуля Аетдинова. Уже год профессор преподает курс об  управлении рисками в  образовании и  поделилась своими наблюдениями о  жизни итальянских студентов в  интервью «БИЗНЕС Online».

Расуля Аетдинова: «Когда представители итальянского университета спросили меня, могу ли я к ним приехать читать лекции в качестве приглашенного профессора, то для меня это был шок» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

«Если  бы мне  лет пять назад сказали, что я  буду работать  в  Италии, я  бы не  поверила!»

—  Расуля Рифкатовна, расскажите, с  чего стартовала ваша международная преподавательская деятельность?

—  Все началось с  2013 года, когда КФУ выиграл грант TEMPUS. Это   программа Европейского союза, которая поддерживает модернизацию высшего образования в  странах Восточной Европы, Средней Азии, Западных Балкан и  Средиземноморского региона. Общая цель программы  — способствовать созданию области сотрудничества в  сфере высшего образования между Европейским союзом и  странами-партнерами. Наш проект был посвящен межкультурному образованию и  развитию толерантности. В  результате  нам удалось создать межкультурную платформу между университетами – участниками из  РФ, Италии, Португалии, Нидерландов. Проект  завершился в  середине 2017 года, когда мы  отправили последний отчет. Подобные вещи достаточно трудоемкие, отчетность и  бухгалтерская документация выполняются по  европейским стандартам. Стоимость таких проектов — 1  миллион евро, и  эти средства делятся между университетами-участниками.

—  Сколько вас, преподавателей, состояло в  челнинской команде?

— 10 человек. Мы  совместно проходили стажировку в  Европе. Помимо того, я  обучалась в  Нидерландах на  эксперта по  формальному и  неформальному образованию, другие участники нашей команды были в  Португалии. Это очень интересный опыт. Когда проект закончился, мы  задумались о  создании  нового, который по-прежнему  бы отвечал интересам высшего образования и  Казанского федерального университета. На  данный момент мы  очень хорошо взаимодействуем почти с  сотней университетов разных стран ЕС  и  других регионов мира. Это научное и  образовательное сотрудничество.

«На  данный момент мы  очень хорошо взаимодействуем почти с  сотней университетов разных стран ЕС  и  других регионов мира. Это научное и  образовательное сотрудничество» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

—  При каких обстоятельствах и  когда вы  получили приглашение от  итальянского университета?

—  После окончания проекта я  начала активно сотрудничать с  программой Erasmus+.  Это продолжение программы TEMPUS. Приглашение от  Университета Тренто (UNITN), одного из  молодых и  ведущих вузов Италии, стало результатом данной работы. Он был создан в  1962 году и  известен активным внедрением принципов открытого образования. UNITN занимает первое место в  национальном рейтинге университетов по  качеству научных исследований и  дидактике. Также он обладает одним из  лучших в  Италии цифровым оснащением инфраструктуры.

Конечно, как у  любого преподавателя вуза, у  меня есть своя научная тематика, я  занимаюсь исследованием рисков в  образовании. Это актуальная тема, поскольку мир становится все более сложным и  образование должно отвечать требованиям времени, изменять свое содержание и  методы обучения.

Если  бы мне  лет пять назад сказали, что я  буду работать преподавателем в  Италии, я  бы не  поверила! ( Смеется. ) Знания  английского языка у  меня не  было на  высоком профессиональном уровне. После окончания аспирантуры, почти 20 лет назад, к  английскому языку я  почти не  обращалась. И  сейчас считаю, что мой английский  далек от  совершенства. У  меня есть репетитор, с  которым я  постоянно занимаюсь. Когда представители итальянского университета спросили меня, могу  ли я  к  ним приехать читать лекции в  качестве приглашенного профессора,  для меня это был  шок. Данный вопрос я  сразу  же обговорила со  своей семьей, потому что в  Европе принято так: если преподаватель едет на  стажировку или работу в  другую страну,  он  приезжает со  своей семьей. Но  никто из моих близких не  мог оторваться от  повседневных  дел. Моя семья с  легкостью отпустила  меня одну.

«Когда я приехала впервые в Университет Тренто, мне посчастливилось попасть на инаугурацию — это церемония начала учебного года» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

В  прошлом году академический совет Университета Тренто пригласил трех профессоров: по  математической логике из  Пенсильванского университета, по архитектуре и  арту из  Берлинского университета, третьим приглашенным человеком оказалась  я. Для меня очень почетно находиться в  такой компании. Мой годовой контракт был заключен 26  октября 2018-го, то  есть почти год назад.

Кстати, когда я  приехала впервые в Университет Тренто, мне посчастливилось попасть на  инаугурацию — это церемония начала учебного года. Туда были приглашены ректоры университетов Флоренции, Венеции, Инсбрука и  Больцано. Каждый год это важное  торжество.

—  Каковы ваши обязанности там?

—  В  рамках контракта я  должна читать курс лекций по магистерской международной программе для студентов по  направлению «Образование». Я  читаю лекции по  своей научной теме «Управление рисками в  образовании». Этот междисциплинарный курс, в  нем есть модули, посвященные устойчивому развитию, непрерывному образованию в  течение всей жизни, инклюзии, киберрисками и  таким специфическим рискам образования, как, например, буллинг.

Также ежегодно я  должна написать одну научную статью, соответствующую тематике данного курса. Это важно для Университета Тренто, потому что среди вузов есть борьба за  продвижение в  рейтинге университетов мира, на который в  том числе влияют научные статьи преподавателей в  международных журналах.

«В университете мне предоставлен оборудованный офис. Также преподавательское место в аудиториях предполагает проектор, компьютер, микрофон и несколько видов освещения» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

«СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ В  ИТАЛИИ И  ЕС  ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В  САМООБРАЗОВАНИИ. почему у  нас не  так?»

—  Сколько у  вас было студентов на  первом потоке?

—  Слушателями моих лекций изъявили желание стать 52 студента, из  которых 46 — итальянцы, остальные приехали по  обменной программе. Для справки: в  этом университете студенты сами выбирают дисциплины, которые хотели  бы изучить в  каждом семестре. Все добровольно. Стоит отметить, что должность профессора в  Италии очень почетна и  обладает высоким социальным статусом. В  Университете Тренто мне предоставлен отдельный, полностью оборудованный офис. Также преподавательское место в  аудиториях предполагает не  только проектор и  компьютер, но  и  микрофон, несколько видов освещения. Структура занятий отличается от  нашей: здесь нет отдельно лекций и  семинаров. Теории много давать не  нужно, ее  студенты изучают самостоятельно, когда готовятся к  лекциям. Мы рассматриваем в  основном много практических аспектов. Каждый вопрос или нормативная документация рассматривается сначала на  уровне ООН, затем — Европейского Союза, далее — Италии и  региона Трентино. Мы  разбираемся, как он  реализуется  и  насколько эффективным является. В  конце каждой лекции студентам необходимо дать рекомендации по  дальнейшему изучению этой темы. Также нужно проговорить пограничные темы (из  смежных наук) и то, чем они могут быть полезными студентам для их  исследовательской работы. Для сдачи экзамена учащиеся выбирают проектную тему и  выполняют работу индивидуально или в  группе из  двух-трех человек. Их  задачей является написание эссе и  подготовка презентации, которую нужно будет защитить. Экзамен сдается только один  раз. Пересдач нет.

Другая особенность  европейских университетов заключается в  том, что там не  отчисляют студентов. Студент может обучаться в  университете хоть двадцать  лет. В  том случае, если он  не  набирает за  семестр нужное количество зачетных единиц, то  он  просто остается на  второй  год. Но  у  них при этом стоимость обучения возрастает для него на  треть. Получается, что плохо учиться там  экономически не  выгодно. Поэтому у  студентов есть весомый стимул сдавать все сразу. К  тому  же при малом итоговом количестве баллов студент в  конце обучения может и  не  получить степень бакалавра или магистра, только справку об  окончании университета.

«Особенность европейских университетов заключается в том, там не отчисляют студентов. Если он не набирает за семестр нужное количество зачетных единиц, то он просто остается на второй год» Фото: предоставлено Расулей Аетдиновой

Вообще специфика обучения в  Италии и  ЕС  заключается в  самообразовании. В  школах и  университетах все учатся сами, педагог выполняет только функцию консультанта. Вся система выстроена на  мотивации и  самообразовании. Хочешь попасть в  лицей и  потом в  университет  — старайся. Конечно, сразу возникает вопрос: почему у  нас не  так? Почему наши студенты не  умеют учиться самостоятельно? Это особенность нашей системы образования. Мы  именно обучаем, а  не  учим  учиться. Поэтому проблема не  только у  современных школьников и  студентов, но  и  у  преподавателей тоже, потому что они сами являются продуктом той системы, которая не  подразумевает самостоятельного  обучения.

—  Как в  КФУ относятся к  тому, что вы  периодически отрываетесь от  обучения студентов, уезжая в  Италию? Вас поддерживают или наоборот?

—  К  счастью, КФУ меня поддерживает. Мои поездки и  преподавание там  — это все-таки развитие взаимоотношений  с  иностранными партнерами, новые совместные проекты, путь повышения академической репутации университета. А  для каждого университета это очень важно. К  тому  же моя деятельность полностью соответствует национальной стратегии, потому что в  ней существует отдельный пункт  — интернационализация образования. Это предполагает экспорт российского образования, включая мобильность как студентов, так и  преподавателей. У  нас, например, очень хорошо реализуются программы по  участию студентов в  стажировках в  Европе. Это развивает ребят в  научном и  личностном плане.

В  завершение  хочу сказать, что преподавание в  Италии перевернуло мое профессиональное видение. Это колоссально важный и  интересный опыт. У  меня изменился взгляд на  преподавание и  научную работу в  целом, несмотря на  то, что за  плечами двадцатилетний опыт преподавания в  вузах России.

Диана Федорова Фото на анонсе: предоставлено Расулей Аетдиновой

Последние новости

Обсуждение безопасности в Татарстане

Раис Татарстана и министр МЧС России обсудили развитие противопожарной службы.

Новые вызовы для общества в условиях глобальных изменений

Как современный мир справляется с новыми социальными и экономическими вызовами.

Цены на топливо в Татарстане: небольшие изменения в ноябре

За неделю цены на бензин и дизельное топливо в республике немного возросли.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Северске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *