«И Харьков, и Мариуполь – это наша земля»: православная медиазвезда – в КФУ

В минувший уик-энд состоялась встреча студентов КФУ и Казанской духовной семинарии с протоиереем Андреем Ткачевым

Популярный телеведущий и священнослужитель Андрей Ткачев поговорил со студентами в Казани о конце света

В  минувший уик-энд состоялась встреча студентов КФУ и  Казанской духовной семинарии с  протоиереем Андреем Ткачевым  — священнослужителем Русской православной церкви, проповедником, миссионером и  телеведущим. На  встречу в  федеральный университет пришли порядка 250 человек. Священник рассуждал о  вызовах современности, главный из  которых, по  его мнению  — дилемма между духовностью и  бездуховностью. Выбор, считает Ткачев, надо делать уже сейчас, иначе конец света останется ждать совсем недолго. Подробности  — в  материале «БИЗНЕС Online».

Ткачев  — очень популярная личность в  российском православном медийном мире Фото: ©  Павел Бедняков, РИА «Новости»

Who is  Mr. Tkachev?

Тема нынешней встречи в  знаменитом «Императорском зале» Казанского федерального университета была обозначена как «Духовный выбор человека, вызовы современности». Стоит отметить, что встречу с  таким  же девизом, на  этот раз  — с  верующими из  православных приходов Казани, Андрей Ткачев провел на  день раньше в  культурном центре «Сайдаш». Объявления, сделанные в  церквях, создали такой ажиотаж, что многие люди с  трудом попали в  зал, а  часть из  них была рада и  тому, что во  время встречи с  медийным священником стояла в  проходах или сидела на  ступеньках. Когда зал набрался, сотрудники «Сайдаша» просто закрыли двери оставшимся, в  том числе и  многим священникам, которым оставалось только бегать вокруг здания в  тщетной надежде найти другой вход и  все-таки попасть на  встречу с  популярным телеведущим.

Ткачев  — очень популярная личность в  российском православном медийном мире. Родившись во  Львове в  1969 году, он  окончил там среднюю школу. Молодой человек уже тогда проявлял интерес к  христианству, но  родители настояли на  том, чтобы он  поступил в  Суворовское училище. Там он  изучал персидский язык на  отделении спецпропаганды, но  проучился недолго, так как был отчислен за  «нежелание учиться». Ушел на  срочную службу в  армию, а  вернувшись, стал сначала грузчиком в  продуктовом магазине, потом  — сторожем в  церкви. Интерес Ткачева к  православию развивался, усиливался и  в  1992 году он  решился поступить на  экстернат Киевской духовной семинарии. В  этом учебном заведении он  учился два года, не  оставляя при этом службу в  храмах Львова. Впрочем, довольно скоро его отчисляют и  из  семинарии, на  этот раз  — за  прогулы. Однако в  1993 году во  Львове Ткачева посвящают в  дьяконы, а  через некоторое время он  становится священником, служит во  львовском храме Святого Георгия.

Но  в  2005 году его приглашают в  Киев  — вести передачи на  телевидении, и  Ткачев переезжает туда, даже не  имея собственного прихода. Он  выступает везде, куда его приглашают, видимо, уже с  тех пор нарабатывая навыки проповедника и  миссионера. Вскоре его известность приносит ему материальную пользу  — прихожане добиваются его назначения в  церковь Агапита Печерского, которую он  возглавил в  2006-м. Вместе с  тем он  ведет передачу «На  сон грядущим» на  православном телеканале. Вскоре к  этой передаче добавляется еще одна с  его участием: «Сад божественных песен», затем его приглашают вести свою передачу и  на  одну из  радиостанций. В  2013 году он  возглавляет Миссионерский отдел Киевской епархии.

Ткачев пишет книги, активно выступает в  периодических изданиях, но  в  2014 году, после начала конфликта Киевского и  Московского патриархатов, решает уехать в  российскую столицу.

Здесь он  работает на  телеканале «Царьград», где выпускает авторскую передачу «Святая правда». Ткачев  — частый гость на  телеканале «Спас», выпускает книги, пишет статьи. Сейчас наш герой  — митрофорный протоиерей, клирик патриаршего подворья  — храма святителя Василия Великого в  селе Зайцево Одинцовского района Московской области при одноименной православной гимназии, член межсоборного присутствия Русской православной церкви.

В  чем  же феномен  Ткачева, что верующие ломятся на  его проповеди в  реале и  просиживают часы перед голубым экраном, когда идут его выступления по  телевидению? Ведь многие видят в  нем брутального хама, с  пренебрежением относящегося к  женщине и  жалеющего, что к  своим проповедям он  не  может еще добавить и  кнут?

«Этому человеку стоит кардинально ограничить общение с  людьми, не  говоря уже о  принятии исповеди и  публичной проповеди. Он  явно упивается вниманием со  стороны поклонников и  реализует свои садистические наклонности, особенно в  отношении женщин. Это серьезная опасность и  для Церкви, и  для его души»,  — пишут люди в  комментариях под видео с  его проповедью.

«Дали  бы мне палку, ух  я  б вам…»  — говорит Ткачев, но  тех, кому слушать его интересно, меньше, судя по  всему, не  становится.

Причина такой всенародной любви, наверное, в  том, что он  говорит с  верующими на  их  языке, совпадающем и  по  словарному запасу, и  по  темпу изложения. На  этом фоне канонически неторопливые православные иерархи с  их  академическим словарем, тщательно выбирающие слова, активному и  подчас чуть  ли не  исступленному Ткачеву проигрывают. Скорее всего, он  занял практически пустующую сегодня нишу активного миссионера, а  в  современной российской православной церковной среде, признаемся честно, миссионерство как-то не  прижилось. Получается, что на  этом направлении ему приходится отдуваться едва  ли не  за  всю РПЦ, а  люди это понимают и  ценят.

Ткачеву пеняют на  простоту изложения, властность и  активное использование образа врага, но  внимание людей, действительно интересующихся вопросами веры, он  держать умеет. Хотя встреча в  КФУ, где, скажем, забегая вперед, к  концу выступления сидела лишь половина полного вначале зала, вроде  бы говорит об  обратном. Но  вспомним историю с  «Сайдашем», где люди были готовы сорвать двери с  петель, чтобы увидеть любимого проповедника, говорит об  обратном. 

На  встрече в  КФУ присутствовали как студенты самого университета, так и  Казанской духовной семинарии Фото:  Александр Гавриленко

Не  шестикрылый серафим

Но  вернемся в  наш федеральный университет. Начнем с  того, что в  Казань  Ткачев прибыл на  региональный этап Международных образовательных чтений, которые курирует РПЦ.

А  на  встрече в  КФУ присутствовали как студенты самого университета, так и  Казанской духовной семинарии. И  если семинаристы пришли на  встречу добровольно, что было видно и  по  их  поведению, и  по  тому, что вопросы протоиерею в  конце встречи задали именно они, то  студенты  федерального университета,  с  которыми удалось переговорить,  честно признались, что их  «загнали» сюда в  «добровольно-принудительном порядке» и  они даже не  знают, о  чем можно спросить их  сегодняшнего собеседника. 

К  15.30, назначенному времени встречи, студенты уже собрались на  месте, но  Ткачев запаздывал и  первые ручейки уходящих со  встречи  — по  два, по  три человека, «потекли» уже тогда. Впрочем, на  смену им  приходили опоздавшие, так что тогда аудитория серьезно еще не  поредела.

Встретившись с  Ткачевым уже в  фойе, мы  попросили его высказаться в  русле темы обозначенного вопроса  — где  же молодым православным людям взять силы для решения задач, вызванных теми самими вызовами современности?

И  с  ответом протоиерей не  затруднился.

—  Если молодые люди православные, то  источник силы у  них очевиден. Проблема здесь только в  том, чтобы они были православными. Православному человеку, вообще, скажем шире, религиозному человеку, в  этом православно-мусульманском регионе я  предполагаю под традиционными религиями суннитский ислам и  русское православие, этому религиозному человеку ответы найти нетрудно. А  нерелигиозному  — негде,  — уверен Ткачев. —  Потом, религиозному человеку, найдя ответы, нетрудно найти и  силы для их  исполнения, а  нерелигиозному человеку, в  том случае, даже если и  ответы есть, силы для реализации необходимого взять негде. Поэтому здесь вся проблематика только в  том, чтобы человек был религиозным в  здоровом смысле слова. Здоровая религиозность  — совершенно необходимая вещь для выживания в  XXI веке.

Отвечая  же на  вопрос о  том, насколько тяжело совмещать духовную жизнь «по  всем заветам» и  медийность, Ткачев ответил, что в  этом нет ничего сверхсложного, если на  это есть благословение.  «Нет никаких премудростей. Не  нужно быть двухголовым или шестикрылым, чтобы маме быть хорошей мамой, а  директору  — хорошим директором, а  доктору  — хорошим доктором, если при этом быть религиозным человеком. Для этого не  надо ничего специального. „Чтоб бога знать, быть должно богом, но  чтоб любить и  чтить его довольно сердца одного“. Это вопрос только сердечного участия»,  — ответил собеседник журналистов, процитировав стихотворение Ивана Крылова.

На  вопрос, как он  намерен построить свое сегодняшнее выступление, Ткачев бодро ответил: «Еще не  знаю. Война план покажет». После этих слов собеседник журналистов двинулся в  зал.

Пытаясь нащупать контакт с  аудиторией, Андрей Юрьевич заговорил о  том, что его больше всего волнует «здесь и  сейчас». Оказалось, это отсутствие храмов в  учебных заведениях.

«Сегодня в  каждой больнице есть храм или молельная комната, в  каждой большой воинской части, военном соединении или военном училище есть храм или молельная комната. В  каждой тюрьме, что чрезвычайно важно, есть храм или молельная комната… И  только проблема существует с  образовательными храмами,  — подчеркнул Ткачев. —  С  храмами в  гимназиях, в  университетах, институтах и  школах. Это единственное, тяжелейшее место  — сфера образования, куда с  огромным трудом проникает этот Свет Христов, который должен просвещать всех. В  этом и  есть, собственно, один из  вызовов современности по  теме „Духовный выбор человека, вызовы современности“. Это реальный вызов». Ведь именно в  юности религия может предоставить ту  поддержку, в  которой так остро нуждается молодой человек.

«Человек должен сознательно и  осознанно пропустить через себя свою собственную религиозную традицию и  дать себе ряд ответов на  самые жесткие вопросы. Насколько она вообще соотносится с  истиной, а  что еще вообще есть и  как к  этому относиться»,  — подчеркнул Ткачев Фото:Александр Гавриленко

Юношество  — время нелегкое

По  его словам, именно юношество является тем временем, когда и  легче, и  интереснее сделать этот духовный выбор. Хотя само по  себе дело это и  нелегкое. И  здесь собеседник студентов даже поспорил с  невидимыми оппонентами, доказывая, что «уход в  веру» во  младенчестве по  национальности, русским  — в  православие, а  татарам  — в  суннитский ислам, как раз и  облегчает такой выбор. Но  именно выбор.

«Человек должен сознательно и  осознанно пропустить через себя свою собственную религиозную традицию и  дать себе ряд ответов на  самые жесткие вопросы. Насколько она вообще соотносится с  истиной, а  что еще вообще есть и  как к  этому относиться»,  — подчеркнул Ткачев.  И  тут  же поставил перед аудиторией вопрос  — а  как мы  вообще можем из  чего-то выбирать, если вообще ничего не  знаем?

И  в  связи с  этим рассказал анекдот про атеиста, с  которым якобы боялись вступать в  спор и  православные священники, и  мусульманские имамы, и  иудейские священнослужители,  — до  того он  был силен в  вопросах всех этих религий. Слава этого человека докатилась до  одного молодого человека, который захотел стать его подражателем в  идее атеизма.

«А  ты  когда-нибудь выстаивал воскресную всенощную в  женском монастыре?»,  — спросил его этот уникум-атеист?

«Нет, я  атеист, мне это не  интересно»,  — отвечает ему молодой человек.

«А  ты  знаешь, сколько часов в  день обычный раввин проводит над чтением книг своего предания? А  ты  знаешь, почему мусульмане одеваются в  белое, когда совершают хадж и  зачем этот хадж нужен?»  — опять спрашивает его атеист и  задает ему все больше и  больше таких вопросов.

«Я  ничего этого не  знаю, мне это не  интересно, я  атеист»,  — отвечает ему на  все вопросы молодой человек.

«Тогда ты  не  атеист. Ты  просто дурак»,  — подытоживает эту беседу его старший собеседник.

«Для того, чтобы быть атеистом, надо знать что-то, надо пройти через какое-то горнило»  — заключает Ткачев.

И  продолжает свою мысль разговором о  «Братьях Карамазовых». Русские люди, по  словам выступающего, вообще делятся на  два типа  — читавшие и  не  читавшие Достоевского. А  этот роман, по  мнению Ткачева  — про сегодняшний день.  «Нужно прочесть Достоевского, потому что это способ стать настоящим русским, до  конца»,  — делает вывод протоиерей.

А  заглядывая в  прошлое, утверждает, что мы  резко регрессируем. И  это видно хотя  бы по  тому, что мы, русские люди, перестали петь. Болонская  же система, по  его мнению, вообще западопоклонство, и  творит безыдейных и  бездушных Иванов Карамазовых.

Тема была очень интересной, выступавший горячился, ему с  интересом внимали сидевшие в  первых рядах семинаристы, но  большинство остальных студентов откровенно маялись. Кто-то сидел в  смартфоне, девчонки спали на  плечах подруг, а  кто-то уже посматривал на  часы, выжидая удобный момент, чтобы выйти. Часть аудитории к  такому докладчику была не  готова…

Ткачев ставил перед аудиторией новые вопросы: «Мы, может быть, уже совсем и  не  люди? Как жить вообще? Тогда жизнь уже невозможна. Она физически возможна, но  нравственно  — нет Фото:  Александр Гавриленко

«Беда уже пришла на  нашу землю»

А  Ткачев ставил перед аудиторией новые вопросы: «Мы, может быть, уже совсем и  не  люди? Как жить вообще? Тогда жизнь уже невозможна. Она физически возможна, но  нравственно  — нет. А  человек, который нравственно почувствовал, что жить больше незачем, он  ни  на  что больше не  способен, кроме самоубийства».

И  все больше и  больше нагонял страху, вспомнив даже византийского Святого Косьму, который пророчествовал о  домах, в  которых будут жить «несколько сел», о  железных птицах, в  брюхе которых будут летать люди, о  железных повозках без лошадей, но  вместе с  этим  — в  эти времена воры перестанут прятаться и  беда придет от  образованности.

Мрачная картина, но  Андрей Юрьевич утешает  — он  надеется на  религиозный ренессанс, который и  должен нас всех спасти.  «Человек снова должен запеть посреди работы и  отдыха. У  него должна запеть душа, он  должен воскреснуть, ибо для этого нас создал Господь,  — уверен гость КФУ. —  Он  не  бросил нас сюда, как в  темницу, как в  какой-то сумасшедший дом с  необследованными пациентами. Он  сюда нас привел, как в  некую таинственную лабораторию, в  которой мы  должны набраться мудрости, опыта и  познания и  потом пойти дальше. Покинуть эту аудиторию и  перейти в  другую. Закончить это учебное заведение и  пойти в  высшее… Он  нам целую лестницу выстроил, лестницу для того, чтобы мы  поднимались». Ткачев одновременно подчеркнул, что для этого нужно совершать духовный выбор и  понимать какие вызовы таит в  себе современность.

Но  мир уже стал по-настоящему глобален, информационная картинка отличается только по  языку, на  который ее  переводят и  главное сейчас, утверждал протоиерей  — научиться работать с  информацией, делать сознательный религиозный и  духовный выбор. А  если не  будет ничего этого?

«Тогда такое страшное словосочетание, как конец света, приобретает свои конкретные черты. В  отношении нравственном  — грязен, в  отношении умственном  — пуст»,  — считает протоиерей.  И  продолжает: Бог  — активный участник этой драмы. Ты  идешь к  нему  — он  идет к  тебе навстречу. И  наказывает тебя только тогда, когда другого способа воздействия  нет. И  только тогда начинается нравственное движение от  беды.

Тут, видимо, Ткачев посчитал, что пришло время упомянуть о  вещах более чем современных.  «А  уже пришла беда на  нашу землю! На  нашу землю, потому что и  Харьков, и  Мелитополь, и  Мариуполь  — это все наша земля. И  эта беда давно туда пришла. Еще не  все все поняли, но  уже все больше, больше понимают. А  почему, а  зачем? А  в  этом всем есть Господь? Есть! А  нравственный смысл в  этом есть? Есть! Даже не  сомневайтесь. А  почему  так? А  потому что иначе вы  не  понимаете. Без угрозы получить похоронку или повестку, или без угрозы услыхать над собой свист снаряда наш человек не  становится лучше, хоть убей меня»,  — высказал священник свою точку зрения на  происходящее.

По  его мнению, это последний довод «живущего на  небесах» и  если упорство наше продолжится, если религиозный ренессанс не  состоится, а  грехи продолжатся, тогда беды будут только умножаться, будет все хуже, хуже и  хуже… И  это будет продолжаться до  тех пор, пока не  наступит конец света.

Чем  же закончилась эта встреча? Очередной отсылкой к  заявленной теме встречи и  предложением нерадостных перспектив.  «Так что хотелось  бы, чтобы добрым плодом нашего разговора была встревоженность»,  — сказал Ткачев и  опять обратился к  слушавшему его юношеству: «Если мы  нравственно не  изменимся, нам всем конец, причем не  далекий, через 200 лет, а  очень близкий и  неизбежный. Поэтому на  кону, по-настоящему, стоит нравственный и  духовный выбор современного человека, исходя из  тех кошмаров, которые ему подарила современность».

К  этому времени половина зала уже пустовала. Часть студентов уже ушла, видимо, посчитав, что современный мир еще не  так плох, чтобы отказаться он  предложенных им  ништяков. Но  часть осталась и  вместе с  директором Института социально-философских наук и  массовых коммуникаций Михаилом Щелкуновым  поблагодарила выступавшего долгими аплодисментами, напоследок сфотографировавшись вместе с  Ткачевым на  память. Так сказать, фотография перед концом света.

Александр Гавриленко Фото ан анонсе: Александр Гавриленко

Последние новости

Горячая линия для жителей города: как получить помощь и поддержку

Новая инициатива направлена на улучшение качества жизни граждан.

День матери: забота о гигиене мамы и малыша

Забота о чистоте ребенка — важная часть материнских обязанностей.

Новый телеграм-бот для жителей Татарстана

Электронный помощник упрощает доступ к актуальным тарифам.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Коврове с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *