«Что, если не выйдет очередная партия бакалавров?»: Алексей Лопатин о возврате к традициям в высшей школе
Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил о возврате к традиционной для России подготовке специалистов с высшим образованием.
Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил о возврате к традиционной для России подготовке специалистов с высшим образованием. О недостатках «западной» двухуровневой системы сказано немало, однако резкий отказ от нее грозит негативными последствиями как для качества образовательного процесса, так и для рынка труда. О том, почему при проведении реформ так важна плавность и поэтапность, в своем блоге для «БИЗНЕС Online» рассуждает наш блогер, завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин.
Алексей Лопатин: «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий»
О чем сказал Путин?О том, что Россия откажется от Болонской системы образования, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявлял еще в мае 2022 года. С критикой системы образования, которая «несвойственна» России, выступали и другие ученые мужи. 21 февраля о необходимости реформы высшего образования высказался в своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин . Дословно президент сказал следующее:
— Очень важный вопрос — о нашей высшей школе. Назрели существенные изменения с учётом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается следующее:
Вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырёх до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда. Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре. В отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.Путин подчеркнул, что переход на новую систему должен быть плавным , в связи с чем правительству совместно с парламентом страны потребуется внести поправки в законы об образовании, о рынке труда и так далее. «Нужно всё продумать, проработать до мелочей. У молодёжи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Возможности, а не проблемы. Те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам . Не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы о высшем образовании граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не должны потерять в своих правах», — заявил Путин.
Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре
«В течение 5 лет доминирующей формой образования станет специалитет»Двухуровневая система образования впервые появилась в нашей стране в далеком 1996 году, ее можно считать уже традиционной для нашей страны.
Конечно, все понимают, что в послании президента речь идет о возврате к специалитету со сроками обучения 5 лет (традиционный специалитет, в том числе и в области социо-гуманитарных специальностей) и 5,5 лет (большинство инженерных специальностей важных для военно-промышленного комплекса страны).
Двухуровневая система не имеет прямого отношения к Болонскому соглашению ни по содержанию (Болонское соглашение ни устанавливает двухуровневую систему образования, а обеспечивает единое образовательное пространство с взаимным признанием документов об образовании), ни по времени (Болонское соглашение было подписано нашей страной в 2003 году).
По различным экспертным оценкам, на сегодняшний день доля двухуровневого образования (бакалавриат + магистратура) составляет примерно 85% от всей системы высшего образования. На долю специалитета приходится примерно 15%. Соответственно, можно предположить, что в течение примерно 5 лет (стандартный цикл обучения в специалитете) произойдет инверсия и доминирующей формой образования станет специалитет.
По различным экспертным оценкам, на сегодняшний день доля двухуровневого образования (бакалавриат + магистратура) составляет примерно 85% от всей системы высшего образования
Риски резких реформ: исход «мягкой силы», коллапс на рынке труда, дефицит педагоговСудя по всему, бакалавриат и магистратура все же останутся в нашей жизни. И на это есть ряд причин.
Во-первых, двухуровневая система за годы реформ обросла множеством нормативно-правовых документов (федеральные образовательные стандарты, профессиональные стандарты и множество иных законов и подзаконных актов), заменить которые по мановению руки невозможно. Взять хотя бы инициативы руководства страны по формированию гибкой образовательной среды на базе подхода «2+2+2» — новый бакалавриат 2+2 плюс двухлетняя магистратура. А это ведь было совсем еще недавно, два года назад. Обозначенный подход даже успел завоевать умы передовой части академического сообщества. Большинство стратегий развития университетов-участников программы «Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы» опираются на эту инициативу («2+2+2»). Следовательно ведущие университеты нашей страны в долгосрочной стратегии опираются на двухуровневую систему подготовку специалистов. А значит, и избавиться от бакалавриата и магистратуры быстро просто не получится. Если только не признать тот факт, что большинство университетских стратегий пишутся не для того, чтобы их выполнять, а для того, чтобы получить значительное государственное финансирование.
Во-вторых, никто не отменял направление на интернационализацию, принятое в 90% университетов нашей страны. Это правильный подход, по иному он называется «мягкой силой». В СССР это понимали и активно использовали. Таким образом в Советском Союзе получили образование и выучили русский язык огромное количество студентов из Африки, Азии и Ближнего Востока. «Культурная прививка», которую они получили в нашей стране, позволила тогда и позволяет даже сейчас налаживать деловые связи между странами. Поэтому, несмотря ни на какое внешнее давление, нам необходимо обеспечивать свое стратегическое влияние на дружественные страны . А для этого необходимо, чтобы наша образовательная система оставалось понятной для иностранных абитуриентов. Иными словами, для обеспечения притока иностранных обучающихся необходимо оставаться с ними в общем образовательном поле, а это все тот же бакалавриат и магистратура.
И в-третьих, одномоментный отказ от двухуровневой системы в пользу специалитета приведет к коллапсу образовательной системы и параличу рынка труда . 25 лет реформ приучили работодателей к доминированию двухуровневой системы. А теперь представьте, что произойдет, если вдруг на рынок труда в назначенный момент не выйдет очередная партия бакалавров. А именно так и произойдет, если вдруг перевести все на 5 и 5,5-летний годовой специалитет. Тогда наш реальный сектор действительно почувствует, что такое дефицит кадров. Образовательный процесс в нашей стране осуществляется на основе ФГОС ( федеральных государственных образовательных стандартов ), и сопровождается неимоверным количеством локальных нормативно-правовых актов. Если бы было принято решение о спонтанном переходе к новой образовательной системе, это грозило бы работой в три смены для всех преподавателей в течение года или даже двух. Ни о каком качестве образования уже не шло бы и речи.
Специалитет — это не просто монолитный вертикальноориентированный учебный план на 5 или 5,5 лет. Прежде всего, это дополнительный год или полтора образовательного процесса
Чтобы трансформация не превратилась в штурмовщинуПоэтому президент отдельно отметил, что эту реформу необходимо проработать детально для того, чтобы трансформация не превратилась в штурмовщину с непонятным результатом. В послании отмечено, что одна и та же специальность может реализовываться в различных образовательных форматах. Из этого можно сделать однозначный вывод о том, что наша система сохранит как бакалавриат, так и специалитет. Тем самым может быть достигнута максимальная гибкость и ориентированность на потребности как самого студента, так и потенциального работодателя.
Перехода от двухуровневой системы подготовки к специалитету обостряет кадровую проблему. Специалитет — это не просто монолитный вертикальноориентированный учебный план на 5 или 5,5 лет. Прежде всего, это дополнительный год или полтора образовательного процесса. Соответственно эти дополнительные семестры нужно обеспечить дисциплинами и преподавателями . Отсылка к опыту магистратуры не пройдет, так как идеология формирования независимого уровня образования, коим является магистратура, принципиально отличается от подхода к формированию, например, конструкторского или технологического специалитета.
Нехватка профессорско-преподавательского состава станет проблемой, решить которую быстро не удастся. Точнее, решить ее можно путем набора непрофильных и неостепененных педагогов. Но тогда специалитет превратится в бакалавриат с наспех слепленной добавкой. Поэтому очень важно подготовить достаточное количество преподавателей и (желательно) педагогов-исследователей, способных не только сеять разумное, доброе, вечное, но и заниматься научным поиском.
В завершении хотел бы еще раз отметить важность проведения трансформации в поэтапном формате, с учетом специфики уже проведенных за последние 25 лет реформ
Аспирантуру повернут к наукеНаконец, в послании прозвучала отличная и долгожданная новость по поводу аспирантуры. Президент четко обозначил, что аспирантура должна служить, прежде всего, для подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивая потребности страны в исследователях и преподавателях. А значит, будут смещены акценты с образовательной части аспирантуры на научно-исследовательскую составляющую. Это позволит использовать три или четыре года не для бессмысленного обучения, а для занятий действительно важными для будущего ученого делами — исследовательской работой. Ведь все мы помним, что целью аспирантуры является научная работа и защита диссертации.
В завершении хотел бы еще раз отметить важность проведения трансформации в поэтапном формате, с учетом специфики уже проведенных за последние 25 лет реформ и фокуса на стратегических задачах развития системы высшего образования нашей страны. На данный момент мы можем лишь предполагать будущие шаги правительства страны и Госдумы, особенно в части глубины реформы существующего закона «Об образовании». Президентом в его послании были указаны лишь основные направления предстоящей трансформации, а все нюансы планируемых перемен мы узнаем в ближайшее время.
Алексей Лопатин Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции Фото: «БИЗНЕС Online»Последние новости
Проблемы с водоснабжением в крупных городах России
Города сталкиваются с серьезными вызовами в обеспечении населения водой
Сотрудничество между духовными семинариями Казани и Николо-Угрешска
Подписан договор о сотрудничестве между двумя духовными учебными заведениями.
Встреча руководства Татарстана с председателем Арбитражного суда Поволжского округа
Обсуждение работы арбитражных судов в Татарстане
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований