«Что, если не выйдет очередная партия бакалавров?»: Алексей Лопатин о возврате к традициям в высшей школе

Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил о возврате к традиционной для России подготовке специалистов с высшим образованием.

Коллапс на рынке труда и бессонные ночи педагогов — минусы резких реформ

Владимир Путин в  своем послании Федеральному Собранию заявил о  возврате к  традиционной для России подготовке специалистов с  высшим образованием. О  недостатках «западной» двухуровневой системы сказано немало, однако резкий отказ от  нее грозит негативными последствиями как для качества образовательного процесса, так и  для рынка труда. О  том, почему при проведении реформ так важна плавность и  поэтапность,  в  своем блоге для «БИЗНЕС Online» рассуждает наш блогер, завкафедрой реактивных двигателей и  энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин.

Алексей Лопатин:  «Необходим синтез всего лучшего, что было в  советской системе образования, и  опыта последних десятилетий»

О  чем сказал Путин?

О  том, что Россия откажется от  Болонской системы образования, министр науки и  высшего образования РФ  Валерий Фальков заявлял еще в  мае 2022 года.  С  критикой системы образования, которая «несвойственна» России, выступали и  другие ученые мужи. 21  февраля о  необходимости реформы высшего образования высказался в  своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин . Дословно президент сказал следующее:

—  Очень важный вопрос  — о  нашей высшей школе. Назрели существенные изменения с  учётом новых требований к  специалистам в  экономике, социальных отраслях, во  всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в  советской системе образования, и  опыта последних десятилетий. В  этой связи предлагается следующее:

Вернуться к  традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с  высшим образованием. Срок обучения может составить от  четырёх до  шести  лет. При этом даже в  рамках одной специальности и  одного вуза могут быть предложены программы, разные по  сроку подготовки, в  зависимости от  конкретной профессии, отрасли и  запроса  рынка труда. Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в  магистратуре или ординатуре. В  отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой готовить кадры для научной и  преподавательской деятельности.

Путин подчеркнул, что переход на  новую систему должен быть плавным , в  связи с  чем правительству совместно с  парламентом страны потребуется внести поправки в  законы об  образовании, о  рынке труда и  так далее. «Нужно всё продумать, проработать до  мелочей. У  молодёжи, у  наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Возможности, а  не  проблемы. Те  студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по  действующим программам . Не  подлежат пересмотру уровень подготовки и  дипломы о  высшем образовании граждан, которые уже прошли обучение по  ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не  должны потерять в  своих правах»,  — заявил Путин.         

Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в  магистратуре или ординатуре

«В  течение 5 лет доминирующей формой образования станет специалитет»

Двухуровневая система образования впервые появилась в  нашей стране в  далеком 1996 году, ее  можно считать уже традиционной для нашей страны.

Конечно, все понимают, что в  послании президента речь идет о  возврате к  специалитету со  сроками обучения 5 лет (традиционный специалитет, в  том числе и  в  области социо-гуманитарных специальностей) и  5,5 лет (большинство инженерных специальностей важных для военно-промышленного комплекса страны).

Двухуровневая система не  имеет прямого отношения к  Болонскому соглашению ни  по  содержанию (Болонское соглашение ни  устанавливает двухуровневую систему образования, а  обеспечивает единое образовательное пространство с  взаимным признанием документов об  образовании), ни  по  времени (Болонское соглашение было подписано нашей страной в  2003 году). 

По  различным экспертным оценкам, на  сегодняшний день   доля двухуровневого образования (бакалавриат + магистратура) составляет примерно 85% от  всей системы высшего образования. На  долю специалитета приходится примерно  15%. Соответственно, можно предположить, что в  течение примерно 5 лет (стандартный цикл обучения в  специалитете) произойдет инверсия и  доминирующей формой образования станет специалитет.

По  различным экспертным оценкам, на  сегодняшний день  доля двухуровневого образования (бакалавриат + магистратура) составляет примерно 85%  от  всей системы высшего образования

Риски резких реформ:  исход «мягкой силы», коллапс на  рынке труда,  дефицит педагогов

Судя по  всему, бакалавриат и  магистратура все  же останутся в  нашей жизни. И  на  это есть ряд причин.

Во-первых, двухуровневая система за  годы реформ обросла множеством нормативно-правовых документов (федеральные образовательные стандарты, профессиональные стандарты и  множество иных законов и  подзаконных актов), заменить которые по  мановению руки невозможно. Взять хотя  бы инициативы руководства страны по  формированию гибкой образовательной среды на  базе подхода «2+2+2»  — новый бакалавриат 2+2 плюс двухлетняя магистратура. А  это ведь было совсем еще недавно, два года назад. Обозначенный подход даже успел завоевать умы передовой части академического сообщества. Большинство стратегий развития университетов-участников программы «Приоритет 2030» и  «Передовые инженерные школы» опираются на  эту инициативу («2+2+2»). Следовательно ведущие университеты нашей страны в  долгосрочной стратегии опираются на  двухуровневую систему подготовку специалистов. А  значит, и  избавиться от  бакалавриата и  магистратуры быстро просто не  получится. Если только не  признать тот факт, что большинство университетских стратегий пишутся не  для того, чтобы их  выполнять, а  для того, чтобы получить значительное государственное финансирование.

Во-вторых, никто не  отменял направление на  интернационализацию, принятое в  90% университетов нашей страны. Это правильный подход, по  иному он  называется «мягкой силой». В  СССР это понимали и  активно использовали. Таким образом в  Советском Союзе получили образование и  выучили русский язык огромное количество студентов из  Африки, Азии и  Ближнего Востока. «Культурная прививка», которую они получили в  нашей стране, позволила тогда и  позволяет даже сейчас налаживать деловые связи между странами. Поэтому, несмотря ни  на  какое внешнее давление, нам необходимо обеспечивать свое стратегическое влияние на  дружественные страны . А  для этого необходимо, чтобы наша образовательная система оставалось понятной для иностранных абитуриентов. Иными словами, для обеспечения притока иностранных обучающихся необходимо оставаться с  ними в  общем образовательном поле, а  это все тот  же бакалавриат и  магистратура.

И  в-третьих, одномоментный отказ от  двухуровневой системы в  пользу специалитета приведет к  коллапсу образовательной системы и  параличу рынка труда . 25 лет реформ приучили работодателей к  доминированию двухуровневой системы. А  теперь представьте, что произойдет, если вдруг на  рынок труда в  назначенный момент не  выйдет очередная партия бакалавров. А  именно так и  произойдет, если вдруг перевести все на  5 и  5,5-летний годовой специалитет. Тогда наш реальный сектор действительно почувствует, что такое дефицит кадров. Образовательный процесс в  нашей стране осуществляется на  основе ФГОС ( федеральных государственных образовательных стандартов ), и  сопровождается неимоверным количеством локальных нормативно-правовых актов. Если  бы было принято решение о  спонтанном переходе к  новой образовательной системе, это грозило  бы работой в  три смены для всех преподавателей в  течение года или даже двух. Ни  о  каком качестве образования уже не  шло  бы и  речи.

Специалитет  — это не  просто монолитный вертикальноориентированный учебный план на  5 или 5,5  лет. Прежде всего, это дополнительный год или полтора образовательного процесса

Чтобы трансформация не  превратилась в  штурмовщину

Поэтому президент отдельно отметил, что эту реформу необходимо проработать детально для того, чтобы трансформация не  превратилась в  штурмовщину с  непонятным результатом. В  послании отмечено, что одна и  та  же специальность может реализовываться в  различных образовательных форматах. Из  этого можно сделать однозначный вывод о  том, что наша система сохранит как бакалавриат, так и  специалитет. Тем самым может быть достигнута максимальная гибкость и  ориентированность на  потребности как самого студента, так и  потенциального работодателя.

Перехода от  двухуровневой системы подготовки к  специалитету обостряет кадровую проблему. Специалитет  — это не  просто монолитный вертикальноориентированный учебный план на  5 или 5,5  лет. Прежде всего, это дополнительный год или полтора образовательного процесса. Соответственно эти дополнительные семестры нужно обеспечить дисциплинами и  преподавателями . Отсылка к  опыту магистратуры не  пройдет, так как идеология формирования независимого уровня образования, коим является магистратура, принципиально отличается от  подхода к  формированию, например, конструкторского или технологического специалитета.

Нехватка профессорско-преподавательского состава станет проблемой, решить которую быстро не  удастся. Точнее, решить ее  можно путем набора непрофильных и  неостепененных педагогов. Но  тогда специалитет превратится в  бакалавриат с  наспех слепленной добавкой. Поэтому очень важно подготовить достаточное количество преподавателей и  (желательно) педагогов-исследователей, способных не  только сеять разумное, доброе, вечное, но  и  заниматься научным поиском.

В  завершении хотел  бы еще раз отметить важность проведения трансформации в  поэтапном формате, с  учетом специфики уже проведенных за  последние 25 лет реформ

Аспирантуру повернут к  науке

Наконец, в  послании прозвучала отличная и  долгожданная новость по  поводу аспирантуры. Президент четко обозначил, что аспирантура должна служить, прежде всего, для подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивая потребности страны в  исследователях и  преподавателях. А  значит, будут смещены акценты с  образовательной части аспирантуры на  научно-исследовательскую составляющую. Это позволит использовать три или четыре года не  для бессмысленного обучения, а  для занятий действительно важными для будущего ученого делами  — исследовательской работой. Ведь все мы  помним, что целью аспирантуры является научная работа и  защита диссертации.

В  завершении хотел  бы еще раз отметить важность проведения трансформации в  поэтапном формате, с  учетом специфики уже проведенных за  последние 25 лет реформ и  фокуса на  стратегических задачах развития системы высшего образования нашей страны. На  данный момент мы  можем лишь предполагать будущие шаги правительства страны и  Госдумы, особенно в  части глубины реформы существующего закона «Об  образовании». Президентом в  его послании были указаны лишь основные направления предстоящей трансформации, а  все нюансы планируемых перемен мы  узнаем в  ближайшее время.

Алексей Лопатин Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции Фото: «БИЗНЕС Online»

Последние новости

Проблемы с водоснабжением в крупных городах России

Города сталкиваются с серьезными вызовами в обеспечении населения водой

Сотрудничество между духовными семинариями Казани и Николо-Угрешска

Подписан договор о сотрудничестве между двумя духовными учебными заведениями.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Нальчике с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *