Алексей Захаров, SuperJob: «Задача по WorldSkills – заместить импортную начинку своей»
В чем польза и вред «рабочего ЧМ», почему четырехдневка неизбежна и какие профессии уже точно исчезнут «У абсолютного большинства людей реальный уровень образования не превышает четырех классов начальной школы»,
В чем польза и вред «рабочего ЧМ», почему четырехдневка неизбежна и какие профессии уже точно исчезнут
«У абсолютного большинства людей реальный уровень образования не превышает четырех классов начальной школы», — говорит президент SuperJob Алексей Захаров и советует начинать работать и на практике повышать свою квалификацию со студенческой, а лучше со школьной скамьи. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассуждает о дефиците действительно профессиональных кадров, вреде миграции, пользе математики и миллионах россиян, которые занимают никому не нужные рабочие места.
Алексей Захаров Фото: Алексей Белкин
«Ребятам все равно — у них молоток от известного бренда или от Васи Пупкина»— В Казани проходит мировой чемпионат раюочих профессий WorldSkills. Как вы полагаете, это двиджение и активное участие в нем молодых профессионалов из России способствует формированию в нашей стране современного, высококвалифиированного рабочего класса ?
— Производители различного оборудования говорили мне, что WorldSkills убивает российскую промышленность. Большинство оборудования, которое там используют, все стандарты — это все условный Bosch, который обучает нашу молодежь работать только на своем оборудовании, а не на чем-то другом. Это пролоббированное крупнейшими международными производителями мероприятие, которое подсаживает мир на продукцию монопольных производителей, начиная с младых ногтей.
Про WorldSkills есть двойное мнение. Люди, которые сами производят оборудование, считают, что это соревнование — тяжелейшее зло, вражеская история, которая убивает на корню российский средний бизнес производителей оборудования. Есть такое мнение.
— Вы с ним согласны?
— Я с ним в значительной степени согласен. Это правда так. Поговорите с теми, кто пытался продвинуть свое оборудование, чтобы на нем соревновались наши ребята на WorldSkills, и вы услышите то, что я сказал.
Другая история. Я много общаюсь с директорами по персоналу крупнейших предприятий, сотрудники которых с удовольствием участвуют в WorldSkills. Они говорят: «Классно! У нас ребятам нравится, они мотивируются, соревновательный дух, они могут людей посмотреть и себя показать». Я с этим тоже согласен. Правда классно! Ребятам же все равно — у них молоток или дрель от «известного мирового бренда» или от Васи Пупкина. Никакой разницы! Они кайф испытывают от общения, побед, соревновательного духа. Плюс это мероприятие хорошо организовано. Вот вам две истории, и обе стороны правы.
Тем не менее мне кажется, надо запретить WorldSkills как происки ЦРУ и вражеский проект и придумать что-то свое ( улыбается — прим. ред. ).
— Тогда с кем же будут наши ребята соревноваться? Сами с собой?
Так они же внутри страны и соревнуются в первую очередь. Пусть они соревнуются на наших отвертках и дрелях, а потом с ними приезжают на их WorldSkills и быстрее пропиливают нашей дрелью, чем те с инструментом Bosch. И тогда мы начнем двигать нашу промышленность, станкостроение, приборостроение. Это очевидно.
В какой-то момент может прийти осознание: «Да, спасибо, ребята, вы научили делать нас соревнование. Мы поняли, как это делается, мы научились организации». И далее Роберт Уразов ( г енеральный директор с оюза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия ) — прим. ред. ) говорит: «Ребята, я все понял, вы свободны!», — и он совершает революцию, и все соревнуются только на отечественном оборудовании, и все отечественные производители носят его на руках, он герой России. Я абсолютно серьезно говорю.
— Но, может, у нас не все виды оборудования производятся?
— Может быть. Но уж какое есть! Когда начнем на нашем оборудовании соревноваться, то и производители подтянутся. Кстати, там все же появляются в последнее время, кажется, и отечественные производители.
У нас задача по WorldSkills полностью заместить импортную начинку своей российской. Если мы с этой задачей справимся, значит, мы правильно использовали WorldSkills. Если дальше будем наполнять WorldSkills импортной начинкой, это зло, которое надо прекратить. А поскольку процессы уже построены, компании знают о соревновании, то можно просто отменить WorldSkills и со следующего года заменить на что-то свое. Спонсоры уже есть, компании самоорганизуются.
Вообще почему в России надо проводить соревнования под маркой WorldSkills? Это у меня отдельный вопрос. Какого хрена?
— Есть приписка Russia .
— Но у нас же есть русский язык. Пусть будет «Народный умелец России» или «Первый молоток России». Победил ты в «Первом молотке России», поезжай дальше на международный WorldSkills. Кто же против? Но зачем внутри страны проводить соревнования с названием WorldSkills Russia? Хрень какая-то! Мы же проводим чемпионат мира по футболу, а не world championship.
— Но вы хотя бы согласны, что WorldSkills хорошо сработал для популяризации рабочих профессий?
— На популяризацию рабочих играет исключительно хорошая оплата труда на конкретных предприятиях. WorldSkills тут ни при чем. В тех компаниях, которые участвуют в этих соревнованиях, рабочим платят больше, чем в среднем по рынку, но не из-за того, что они в WorldSkills участвуют. Они просто могут позволить себе платить столько, а еще мотивировать своих сотрудников этой развлекухой. Те, кто думает, отправлять ли детей учиться на рабочие профессии, наверняка не слышали ничего про WorldSkills. Более того, они даже произнести WorldSkills Russia не смогут — непроизносимый английский фольклор!
Надо делать российский бренд «Молоток России» или «Дрель России», и людей, победивших в соревновании, уже отправлять на международные соревнования с нашим оборудованием. Если наши дрели и отвертки будут вести себя так же, как наши КАМАЗы на ралли, где они постоянно побеждают, это будет правильная история. А тащить сюда их «камазы», чтобы они у нас тут побеждали, неправильно.
Фото: Василий Иванов
«В БОЛЬШИНСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НЕ ХВАТАЕТ ЛЮДЕЙ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ ВЫШЕ СРЕДНЕГО»— Каких специалистов больше всего не хватает в России?
— Всех. Говорить, что программисты востребованы больше, чем токари, или водители нужны больше, чем юристы, не очень правильно, потому что не будет водителей — мы все умрем, не будет технологов общественного питания — тоже, не будет программистов — мы протянем чуть дольше, но, поскольку уже завязаны на цифру, не очень долго. Так что можно разбираться, кого не хватает внутри каждой конкретной специальности.
В большинстве специальностей не хватает людей с квалификацией выше среднего. Именно их ищут работодатели, потому что такие люди работают значительно лучше, чем сотрудники со средней квалификацией. А люди со средней квалификацией работают лучше, чем те, кто с низкой. Человек с высокой квалификацией производит в тысячу раз больше, чем человек с низкой квалификацией и в 500 раз больше, чем со средней. Поэтому рекрутеры во всем мире всегда будут стонать, что на рынке не хватает людей с высокой квалификацией.
— А соискатели вакансий стонут по поводу низких зарплат…
— Нет людей, довольных своей зарплатой. Но есть люди, которые недовольны своей зарплатой и прилагают какие-то усилия, чтобы она выросла. Если ты отправил резюме на портал по поиску работы, но тебя не берут, потому что квалификация недостаточна, то надо идти учиться. Но, к сожалению, большинство людей, которые недовольны своей зарплатой, тихо ей недовольны.
— Низкая квалификация рабочей силы — это недоработка системы образования?
— Да. Причем не только у нас. Та система образования, которая существует сейчас во всем мире, не справляется с вызовами по подготовке сначала образованных людей, а потом уже квалифицированных специалистов. Система школьного, вузовского образования, начиная еще с детсадов, которая создавалась в России, а также Германии, США и других странах, имела одну цель — подготовить большое количество «андроидов» для работы на конвейере, которые будут довольны небольшой зарплатой. Лишних кнопок не трогай, работай по инструкции. Да, были элитные школы, отдельные люди прорывались через систему образования, но сама система строилась так, что не надо думать, не надо учиться всю жизнь: ты получил некий набор «знаний» в школе или вузе, и тебе, среднему специалисту, хватит на всю жизнь.
У абсолютного большинства людей, которые между нами ходят, реальный уровень образования не превышает четырех классов начальной школы. Вот вы закон Ома помните? А мы его проходили, как и много чего другого. В нас это все пихали, но мы ничего не помним. При этом не ставилась задача научить нас пользоваться тем, что нас заставляли запоминать. Современная скорость развития технологий настолько велика, что если человек пришел в вуз и просидел четыре года, поглощая псевдознания, закончил с красным дипломом, то он никто и звать его никак. Он навсегда в карьере отстал от своих друзей, которые не получили красный диплом, но с первого курса начали работать по специальности.
Например, ты учишься на юриста и на первом курсе пошел работать курьером в юридическую компанию, бегал старшим товарищам за пивом, бумажки разносил по судам, а ко второму курсу тебе доверили документ перепечатать самому. К третьему ты уже пошел в суд и сам составил исковое заявление, а на четвертом курсе ты уже боевой юрист, который выигрывает серьезные арбитражные процессы. Вот если так развиваться, то все нормально, и это подходит для любой области: инженерии, программирования, театрального искусства — везде.
— Какой должна быть система образования?
— Как-то в вузе, а это было 30 лет назад, у нас был замечательный момент на занятии по мировой экономике. Преподаватель показал нам брошюру о производстве стали по годам и странам и сказал: «Не вздумайте ничего подобного учить наизусть. Вы просто должны знать, что такая книжечка есть». Вот это правильная подача материала. Сегодня речь идет о том, что человека надо научить, как учиться всю жизнь. Причем учить этому стоит только молодых. Переобучение предпенсионеров — это вранье и даже не столько распил, сколько слив в унитаз денег налогоплательщиков. Никакого эффекта это не даст. Если человек на старости лет оказался под риском увольнения из-за низкой квалификации и невостребованности его навыков, значит за последние 20 лет он ничему не научился. Если бы было наоборот, то такой предпенсионер обучал всех молодых вокруг, чем на самом деле и занимается большинство предпенсионеров. Никто их не увольняет. Иначе кто же будет учить молодых и при этом работать? А вот тем, кто ничему так и не научился, уже никакие программы переобучения не помогут.
Фото: «БИЗНЕС Online»
«ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТ ПЛАТИТЬ ЗА БЕСТОЛКОВЫЕ „КОРОЧКИ“ ТРЕТЬЕСОРТНЫХ ВУЗОВ»— У нас до сих пор многие уверены, что надо обязательно отправить ребенка получать высшее образование: мол, пусть хотя бы «корочки» получит. А профтехучилище еще недавно считалось едва ли не концом жизни.
— Все это ушло. Что видел раньше обычный человек? Он видел людей с этими «корочками», которые жили значительно лучше тех, у кого «корочек» не было. Поэтому он убеждался, что его ребенку надо получать «корочки». Отсюда начиналось соревнование Эллочки Щукиной с Вандербильдихой. Люди, не понимающие, в чем смысл образования, приложили массу усилий, чтобы у мошенников, которые торгуют «корочками», купить их любой ценой, даже продав последнюю корову.
Вроде, дали ребенку образование. Но они не могли дать образование в МГИМО, МГУ или Физтехе. Они даже не слышали о таких вузах и разницы между ними до сих пор не знают, так как собственный уровень образования низок. Зато эти люди слышали про «корочки». Их-то куча мошенников от образования банальным образом развела на бабки.
На сегодняшний день миф, что высшее образование и «корочки» автоматически что-то дают, исчез. Более того, даже «корочки» хорошего вуза тебе сегодня меньше дают на старте, чем раньше, потому что кто-то без «корочек» уже имеет реальный опыт в данной профессии. Большое количество профессий, в том числе новых и модных, позволяют без «корочек» зарабатывать приличные деньги и опережать надолго или навсегда тех, кто с «корочками», но опоздал начать практическую работу. В итоге люди перестают платить за бестолковые «корочки» третьесортных вузов.
Правда жулики от образования тоже учатся. Они теперь продают краткосрочные курсы, толку от которых столько же, сколько от дипломов псевдовузов. Есть понятия «инфобизнеса», «инфоцыган», которые обещают за две недели научить инвестировать на бирже или делать сайты, например. Конечно, есть много вариантов качественного краткосрочного образования, но надо понимать, что за две недели ты можешь качественно усвоить только один какой-то маленький навык. А дальше надо еще две недели и еще две недели…
Фото: Алексей Белкин
«Минпросвет убирает специальности, которым раньше учили два года, а теперь навык приобретается за два дня»— А как обстоят дела со среднеспециальным образованием?
— Среднеспециальное образование меняется, причем серьезно. В Минпросвещении РФ курирующий его замминистра Ирина Потехина очень дельная. Министр Ольга Васильева недавно сообщила, что вносятся корректировки в стандарты обучения в колледжах. Минпросвет убирает какие-то специальности, которым раньше учили два года, а теперь навык приобретается за два дня.
— Васильева рассказывала про сто специальностей, которые исключат из списка.
— Сто — это красивая цифра. Но добавляются новые. Это все про деньги. Раз сто убрали, значит, перестали финансировать множество дармоедов: ведь кто-то же раньше административно отвечал за стандарты, распределял деньги на обучение этим профессиям. Если вычеркиваем сто специальностей, то десятки тысяч людей теряют деньги, которые они раньше на халяву имели.
— С чем вы связываете внезапный интерес государства к среднему профессиональному образованию?
— Никакого внезапного интереса нет. Идет системная работа. Но надо понимать, что ради того, чтобы навести порядок в этой сфере, у госпожи Васильевой и тех, кто курировал эту перестройку, седых волос прибавилось, противников этому было, думаю, много. Если этот процесс регламентируют, — например, раз в год должны пересматривать перечень специальностей и, как минимум, убирать одну старую профессию и добавить новую, — тогда будет меньше претензий.
— Васильева говорила, что для появления новой специальности в госсписке, требуется два года. С нынешним темпом это же слишком долго. Не так ли?
— Долго. Профессии в этом списке появляются сильно позднее, чем на рынке.
— Получается, система образования всегда запаздывает за потребностями рынка.
— Всегда и будет запаздывать. Поэтому все больше говорится о том, что людей, начиная с раннего возраста, нужно обучать учиться. Как это сделать Экспериментов огромное количество. Например, пробовали с онлайн-образованием, в которое в последнее время вложили десятки миллиардов долларов, но пока ничего не работает. Лекции лучших преподавателей ведущих вузов выложены в интернете. Пожалуйста, учись! Но никто не учится, потому что так не работает. Прочитать книжку того же преподавателя в сто раз эффективнее с точки зрения обучения, чем просмотреть его видеолекцию. А, казалось, сейчас посмотрим лекции и пойдем сдавать экзамены. Нет, не досмотрели до конца.
— Мне казалось, что сейчас как раз в тренде видео, а не чтение книг.
— С точки зрения обучения, просмотр видео не работает. Просмотр вебинара, когда есть история коммуникации преподавателя со слушателями, работает лучше, чем просмотр обычного обучающего видео, но сильно хуже, чем обучение один на один. Хоть по Skype, хоть живьем — работает одинаково. А если группа или человек просто сидит и смотрит видеолекцию, то нет энергетики, преподаватель не видит, что кто-то устал или отвлекся. Решение пока не найдено.
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Если ты квалифицированный сварщик, то и 150 тысяч рублей в месяц не потолок для Москвы»— Еще не так давно в ПТУ шли те, кто не мог потянуть школьную программу 10-11 классов. Работа токарем или слесарем считалась непрестижной и не требующей особых знаний.
— Эта логика больше не работает. Появилось огромное количество людей, которые заняты вне производственного сектора, и при этом получают немного денег. Получается, что ты вроде как руками не работаешь, сидишь в тепле, но у тебя потолок зарплаты в Москве 50 тысяч рублей. А это для столицы очень немного. Если же ты квалифицированный сварщик, постоянно обучаешься и совершенствуешься, то и 150 тысяч рублей в месяц не потолок для Москвы.
— А требования к обладателям рабочих профессий изменились?
— Требования к тем, кто приходит на новое производство, теперь совершенно другие. Не нужны уже те токари, какие были десятки лет назад. Теперь нужны люди, которые понимают, что такое восьмикоординатные станки и тому подобное.
Нужны ли на старое производство менее квалифицированные люди? Нужны. Но это только пока. Крупнейшие компании, типа «Русала», уже строят заводы и шахты в концепции «Ноль людей». Если раньше там работали пять тысяч челочек, то теперь ноль, потому что шахта с людьми — это геморрой! Люди курят в шахтах, нарушают технику безопасности, болеют, умирают, им надо платить зарплату. Поэтому если есть возможность заплатить за то, чтобы людей на производстве было меньше, крупнейшие корпорации платят. В российской добывающей промышленности ежегодно количество рабочих мест сокращается на 100 тысяч, то есть через 10 лет там почти никого не будет. Та же самая история в обрабатывающей промышленности.
Если 20 лет назад в промышленности требовалось, условно говоря, 100 тысяч токарей, то сейчас всего три тысячи. Но требуются три тысячи высококвалифицированных токарей, которых не хватает. На новых производствах требования теперь выше в сто раз, чем раньше. И зарплата выше, чем была у квалифицированного специалиста десять лет назад.
— Но техникумы и колледжи зачастую не оснащены современным оборудованием.
— И не должны они оснащаться этим оборудованием, потому что оно быстро меняется и специфическое для каждого производителя и конкретного производства. Поэтому задача колледжей — объяснить «как это вообще работает», рассказать про «сопромат», дать базовые знания и регулярно выводить учащихся на производства, обеспечивать практику производстве на разном оборудовании.
Фото: «БИЗНЕС Online»
«гуманитарий — это тот, кому не повезло с учителем математики»— Сейчас популярно так называемое STEM-образование — естественные науки, математика и программирование. Ранее вы говорили, что для того, чтобы получить хорошую профессию обязательно надо сдавать ЕГЭ по математике. По-прежнему так читаете?
— Когда мы говорим о профессиях будущего, то это все про математику — сельское хозяйство, медицина и прочее. Все автоматизируется, цифровизируется. Но у нас в последнее время снижались требования к ЕГЭ по математике, а должны повышаться. При этом математика должна становиться обязательной. Дело в том, что у нас одна из проблем в том, что нет учителей, которые умеют учить математике. В начальной школе 90% учителей не решит задачи для 6 класса, а 90% школьных учителей математики не решат задачу для первого курса Физтеха. Некому учить.
— А вот глава «Сбербанка» Герман Греф заявил, что математические школы — это пережиток прошлого, в будущем нужно будет все меньше математиков и программистов. Что скажете на это?
— Может, это и будет, но это будущее наступит не очень скоро. В ближайшем будущем нам понадобится больше математических школ и программистов. Если бы на рынок сегодня вышло в 10 раз больше программистов, чем есть в стране, они бы все нашли работу. Если бы завтра к нам в SuperJob на работу выстроилась очередь из 700 программистов с той же квалификацией, что наши 70 сотрудников, мы бы всех взяли на работу сразу. Такая же история произошла бы в Mail.Ru, «Яндексе»… Это общая ситуация для мира, в том числе для Америки. Но Штаты высасывают программистов отовсюду, в том числе у нас.
— Для того, чтобы IT-специалисты оставались в России, например, построили Иннополис в Татарстане.
— Да, построили. Но программисты между Иннополисом и Калифорнией выбирают Калифорнию. Надеюсь, пока. Привлечение айтишников в Россию — это комплексная история. Но говорить, что не нужны программисты… Может быть, когда мы все уйдем в астрал, нам понадобятся всего три суперматематика, которые будут все программировать, пока же нам их нужно гораздо больше.
— То есть всем выпускникам школ посоветуете выбирать математику?
— Пусть идут учиться туда, куда душа лежит. А математика — это необходимая история. Я себя всю жизнь называл гуманитарием. Но год назад я сформулировал, что гуманитарий — это тот, кому не повезло с учителем математики. На рынке труда сегодня гуманитарий — это, по сути, ущербный человек. Я вот осознал свою ущербность, стал изучать математику и программирование. Я всю жизнь работаю с IT-технологиями, чем дальше, тем больше, но мне не хватает фундаментальных математических знаний. Когда я все начинал на коленке, не надо было быть суперматематиком, чтобы сделать первый сайт. А сейчас…
— Есть же столько возможностей учиться!
— Я и учусь. Но если бы у меня тогда, когда я начинал, были бы такие же познания, как у нашего среднего программиста сегодня, я бы сейчас владел миром (смеется).
— Код написать уже можете?
— Какой-то могу.
Фото: Алексей Белкин
«ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА БУДЕТ СОКРАЩАТЬСЯ»— Какие отрасли в будущем станут обеспечивать больше всего раочих мест и самый высокий уровень зарплат для представителей рабочих профессий?
— Если раньше учили в год, условно, 10 тысяч сварщиков, то сейчас есть роботизированные комплексы, поэтому в год требуются только 500 специалистов. Но уровень квалификации этих сварщиков должен быть намного выше. Говорить, что вообще учить не надо, неправильно, надо всегда добавлять: не надо учить так, как 200 лет назад и в таком количестве, как раньше. Занятость во многих секторах снижается. Например, в сельском хозяйстве за последние сто лет занятость снизилась в сто раз. Представляете? И, вроде, дальше некуда, но за следующие сто лет снизится еще в сто раз.
Еще одна тенденция — профессионалы становятся моложе. И этому должно соответствовать не только образование, но и законодательство. Пока детям запрещено работать на производстве. Но если ты начал развиваться в правильном генетическом и физиологическом темпе, то и в 12 лет уже можешь управлять важнейшим станком. Это вызов, который стоит перед обществом в развитых странах. Если на него не ответить правильно, то молодежи будет делать нечего. Будет сплошная социальная передержка молодежи. Мы ей ничего не доверяем. В Испании вообще нормально в 35 лет жить с папой и мамой и даже на первую работу еще не устроиться.
Еще вопрос: зачем нам 8-часовой рабочий день и пятидневная рабочая неделя? Зачем мы в России увеличиваем пенсионный возраст? Повышение пенсионного возраста необходимо отменить, а также сокращать количество рабочих часов и рабочую неделю. Сто лет назад тот же токарь, слесарь, сварщик работал в среднем 14 часов в день при двух выходных в год. И этого с трудом хватало, чтобы прокормить семью. Сегодня рабочий низкой квалификации также с трудом может прокормить семью, работая 8 часов в день при гарантированном отпуске 28 дней в год и двух выходных в неделю. Тем же, у кого высокая квалификация, для того, чтобы отдыхать в турецком 4-звездном отеле, достаточно работать четыре часа в день и четыре дня в неделю. Чуть побольше для 5-звездного отеля. Интенсивность труда, особенно там, где позволяет производительность, сокращается и будет сокращаться дальше.
Фото: «БИЗНЕС Online»
«мы тупо завезли несколько миллионов неграмотных мигрантов»— Россия угодила в новую демографическую яму, будет дефицит рабочей силы. Что эффективнее — заполнять рабочие места мигрантами или повышать производительность труда местных рабочих?
— За счет миграции замещаются рабочие места в криминальном секторе экономики или в отраслях, требующих самого низкоквалифицированного труда. При этом наличие большого количества доступной неквалифицированной рабочей силы, которая к нам приезжает из-за рубежа, убивает возможность заниматься повышением производительности труда, теми сами высокотехнологическими рабочими местами, о создании которых говорил наш президент. Задача тотально провалена, вместо создания 25 млн высококвалифицированных рабочих мест мы тупо завезли несколько миллионов неграмотных мигрантов.
При выборе трактор или 10 мигрантов, конечно, выбирают мигрантов, поскольку это дешевле. До тех пор, пока мы это допускаем, повышение производительности труда в большом количестве отраслей (сельское хозяйство, строительство и прочее) — сплошное надувательство.
— Выход — закрыть границы?
— Я давно говорил, что мы должны полностью запретить всю неквалифицированную миграцию, потому что не успеваем ассимилировать и переваривать всех, и максимально облегчить въезд квалифицированных специалистов. Пока же все наоборот. Мы проигрываем конкуренцию за высококвалифицированную рабочую силу, например, США.
— Но была же задача решить демографическую проблему, в том числе и за счет мигрантов.
— Не так надо ее решать. Надо, например, запретить строить квартиры меньше 100 кв. м. Гражданам, имеющим квалификацию, государство должно субсидировать всю процентную ставку по ипотеке для покупки квартиры площадью не меньше 100 кв. м. Тогда по двое и более детей рожать начнут. А в 25-метровой квартире как-то даже вдвоем некомфортно. Какая рождаемость может быть в муравейниках?
Фото: Алексей Белкин
«15 МЛН РОССИЯН ЗАНИМАЮТ ДОЛЖНОСТИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СЕЙЧАС НЕ НУЖНЫ»— Согласны ли вы с тем, что сегодняшним школьникам придется осваивать пока еще несуществующие профессии?
— Кому-то придется, кому-то — нет. На самом деле не так быстро все меняется. Например, недавно были сильно востребованы специалисты по блокчейну. Это новая профессия? Нет, те же математики и программисты. Поэтому что-то совсем тотально новое будет продолжением старых навыков.
На мой взгляд, самый большой вызов, в плане конкуренции на рынке труда, будет в том, что в ближайшее время мы увидим генетически и электронным образом модифицированных людей. Например, кто-то быстрее всех бегает, у кого-то бицепсы, кто-то видит, как орел. Все это мы застанем при нашей жизни. Такие технологии уже есть. Сейчас делают протезы, которые почти не отличимы по функциональности от обычной руки. А в некоторых и пальцы могут гнуться в другую сторону. Почему не сделать? Или почему бы не сделать привод искусственной руки, который будет поднимать тонну? Сделают. А почему тот, кто хочет поднимать тонну, не отрежет себе руку и не поставит механическую? Сто процентов — желающие найдутся. До того, как мы массово будем это видеть, осталось лет пятнадцать
— А тем, кто уже на рынке труда, что прокачивать?
— Если ты думаешь, что, ничего нового не узнавая, досидишь до пенсии, то не досидишь, а потеряешь работу перед пенсией и никогда ее больше не найдешь и окажешься в тяжелой ситуации. Надо настраивать себя на то, что нужно хотя бы раз в неделю что-нибудь новенькое, может, маленькое, в своей специальности узнавать. То, что ты уже делал на прошлой неделе, на этой должен сделать чуть лучше, чем в прошлый раз. Если не так, значит, работника ждет средняя квалификация, бедная старость и разочарование во всем.
— Но ведь очень много людей в нашей стране трудятся на госслужбе, в госкомпаниях или в силовых структурах. О чем им волноваться? Их же не уволят, даже в случае низкой квалификации.
— У нас часть людей живет по закону о госслужбе, а вторая — по Трудовому кодексу. Вы правы — закон о госслужбе защищает лучше, чем Трудовой кодекс.
— Есть мнение, что всеобщая роботизация вскоре оставит большинство населения без работы. Людям придется жить на пособия от государства. Депутат Госдумы Олег Шеин как-то заявил, что 15 млн россиян занимают должности, которые в будущем будут не нужны. Что скажете?
— Думаю, что 15 млн россиян занимают должности, которые уже сейчас не нужны, половина работающих в госсекторе и треть в частном — точно. Без этих рабочих мест уже сейчас можно обходиться. Де-факто у нас половина трудоспособного населения ничего не производит. Еще пенсионеров добавьте. Поэтому 70% населения уже так или иначе живут на пособие. На рынке труда пойдет несколько параллельных процессов. Несмотря на принятые недавно решения, властям в России придется пойти на снижение пенсионного возраста и сокращение количества рабочих дней. Не зря же Дмитрий Медведев заговорил о переходе в будущем на четырехдневную рабочую неделю. Плюс какие-то социальные льготы добавятся.
Механизм здесь какой? Вот раньше была корпорация, где работали 100 тысяч человек. Эти люди платили НДФЛ, с их зарплат отчислялись страховые взносы в социальные фонды. Но корпорация модернизировалась, производит тот же объем продукции, продает за те же деньги, но уже работают всего две тысячи человек. В итоге возникла сверхприбыль. Налог на прибыль компания продолжает платить, но подоходный налог и отчисления с фонда зарплаты исчезли, а это были значительные поступления в местные бюджеты.
Поэтому в Америке уже идут разговоры, что есть Facebook, Amazon, Google, которые зажрались: у них денег больше, чем у большинства государств мира. В теории Google может купить всю Европу, кроме Германии и Франции. Объединившись, три-четыре крупнейшие американские корпорации могут купить весь мир, кроме США и Китая. И они это делают потихоньку, что самое интересное. Такое количество кэша, свободной прибыли! По факту очень мало людей производят ту прибыль, которую они получают. Значит, рассуждают политики, надо такие сверхприбыльные компании обложить дополнительными налогами. И эти налоги потратить на минимально гарантированное соцобеспечение тех, кто работу найти не может, потому, что ее просто нет. Вот такой коммунизм, действительно, намечается.
— Есть много списков профессий, которые в ближайшее время перестанут существовать. Ваш прогноз: какие профессии уйдут первым?
— Я не знаю, какие профессии полностью исчезнут в ближайшее время. Но уверен, что можно в десять раз за три месяца сократить, к примеру, 500 тысяч бухгалтеров. Все технологии и регуляторика для этого готовы. Если сегодня «Сбербанк» решает, что принимает от юрлиц документы только в электронном виде, то за ним быстро подтянутся и остальные крупные банки. Девять из десяти бухгалтеров занимаются первичкой, оформлением актов, счетов-фактур. Все они вскоре будут не нужны. Мы сегодня можем полностью отказаться от услуг 90% бухгалтеров. Но можем не значит, что будем. Никто господину Грефу такого решения принять не даст, даже если ему очень хочется. Это принесет огромную экономию «Сбербанку», это выгодно всем. Нам, в SuperJob тоже выгодно. У нас десятки тысяч корпоративных клиентов, мы грузовики бумаги отправляем на почту — это же все первичная документация.
Но сразу встает вопрос: что будут делать эти люди? Переучить быстро их невозможно. Поэтому процесс перехода на электронный документооборот идет медленно, никто его не торопит. И все же в течение десяти лет мы избавимся от 90% бухгалтеров. Если кто-то идет учиться на бухгалтера сейчас, и это не мечта всей его жизни, то это гиблая история: до пенсии не хватит.
— Еще каким профессиям приходит конец?
— Практически все профессиональные водители потеряют работу в течение десяти, максимум 15 лет. Технологии тут тоже уже проработаны достаточно хорошо.
— Говорят, что в робомобилях еще не настолько все безопасно.
— Небезопасно. Но намного безопаснее, чем человек за рулем, тем более если оставить на дорогах только беспилотники, что и будет в конечном итоге сделано. Право выезда на дорогу на личном автомобиле будет стоить очень дорого. Поэтому никакого смысла для большинства в личном транспорте не будет.
Также уйдут врачи-диагносты и преподаватели иностранных языков в школах. Изучение иностранного языка в школе — полная профанация в большинстве случаев, никакого смысла в этом нет. Любой смартфон переводит лучше, чем среднестатистический вузовский преподаватель, про школьного уже вообще молчу. Какой смысл тратить время на это? Раньше учили язык в школе для допроса пленных в случае ядерной войны…
— Значит, и переводчики будут не нужны?
— Меня все время спрашивают, кто же будет переводить Шекспира. Кто переводил, тот и будет. А те, кто в обычной школе преподает английский или немецкий язык, никогда Шекспира и Гете не переводили и, наверное, даже не читали в оригинале. Так что какой смысл тратить часы, которые можно посвятить логике или математике, на изучение языка, который тебе никогда не понадобится? Даже если приезжаешь в страну, то можно включить переводчик на смартфоне. Поэтому преподаватель языка в школе, если не фанат своего дела, не будет востребован. Любой официант в Швейцарии знает четыре языка на приличном уровне. Если бы это давало какое-то конкурентное преимущество, все бы официанты Швейцарии руководили международными корпорациями. Но нет же. Поэтому иностранный язык не является уже конкурентным преимуществом. Когда-то таковым являлся, когда это было редкостью, а сейчас нет.
Когда уйдут профессиональные водители, то исчезнут все автосервисы в том виде, какой мы знаем. Существенно изменятся страховые компании. Беспилотный электромобиль — это электронный гаджет. В электромобиле 25 блоков, они не чинятся, а заменяются. А в обычной машине с двигателем внутреннего сгорания 1,5-2 тысячи деталей, каждая из которых может сломаться.
Дальше. Люди перестают покупать транспорт. Уже в Москве молодежь не покупает машины, потому что каршеринг и такси значительно дешевле, чем содержание собственного автомобиля. А летом есть электросамокат.
Да в какую отрасль ни ткни, везде грядет массове сокращение числа рабочих мест. Разве что журналистика…
— Говорят, она тоже отомрет. Новости роботы уже начинают писать.
— Новости — это не журналистика. А вот интервью — другое дело. Как и подбор высококвалифицированного персонала. За нас с вами я спокоен.
Елена Колебакина-Усманова Фото на анонсе: Алексей БелкинЗахаров Алексей Николаевич — президент рекрутингового портала Superjob.ru
Окончил факультет международной журналистики МГИМО (университет) МИД Российской Федерации по специальности «журналист-международник со знанием иностранного языка».
Во время учебы в университете работал в газете «Московские новости», затем — в центре «ПИР» («Политических исследований России») в должности заместителя директора.
В 1998 году создал и возглавил компанию «Триумвират Девелопмент».
С 2001 года — основатель и президент рекрутингового портала Superjob.ru (основная специализация: тренды рынка труда, вопросы поиска работы и подбора персонала, интернет-рекрутмент).
Последние новости
Проблемы с водоснабжением в крупных городах России
Города сталкиваются с серьезными вызовами в обеспечении населения водой
Сотрудничество между духовными семинариями Казани и Николо-Угрешска
Подписан договор о сотрудничестве между двумя духовными учебными заведениями.
Встреча руководства Татарстана с председателем Арбитражного суда Поволжского округа
Обсуждение работы арбитражных судов в Татарстане
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований