Алексей Лопатин: «Так если нет разницы, зачем учиться дольше?»
Радость от возврата специалитета в вузах смешалась с оторопью — им опять перелопачивать все образовательные программы?
На этой неделе минобрнауки РФ «засветило» поправки к российскому закону «Об образовании…», ключевой момент которых — возврат специалитета в систему высшего образования страны. Т. е. классического «советского» образования со сроком обучения 5–6 лет. Бакалавриат с магистратурой при этом также не ликвидируются. О том, какие есть плюсы и минусы в предстоящей образовательной реформе и с каким настроением их воспринимает академическое сообщество, в своем блоге, написанном специально для «БИЗНЕС Online», рассуждает завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин.
Циклы в университетах очень большие (4+2+4 года — бакалавриат, магистратура и аспирантура или 5,5+4 года — специалитет и аспирантура) и ускорить их практически невозможно Фото: «БИЗНЕС Online»
Вернется ли специалитет?На этой неделе в сети Интернет появились долгожданные поправки в федеральный закон «Об образовании…». Поправки небольшие и вполне уместились на одной странице. Но не стоит думать, что от этого они менее значимы для отечественной образовательной системы.
Во-первых, специалитет ( классическая для РФ форма получения высшего образования, обучение обычно длится 5-6 лет — прим. ред. ) обрел свое место в системе ранжирования уровней образования в нашей стране. Наряду с бакалавриатом и магистратурой, законотворцы предлагают включить в нее специалитет. Что же это дает? Судя по комментариям министерства науки и высшего образования РФ, такой подход позволит выпускникам специалитета на конкурсной основе поступать на бюджетные места магистерских программ «по направлениям подготовки, преемственным полученной ими специальности». При этом, по идее авторов реформы, магистратура может быть не обязательно двухгодичная. В некоторых случаях она может быть как одногодичной, так и трехгодичной. Очевидно, что годовая магистратура предусмотрена как раз для тех, кто собирается продолжить обучение после профильного или, как говорят, «преемственного» специалитета.
«В минобрнауки пояснили, что такой механизм позволит обучающимся выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить полученные ими знания в определенной области (сфере) профессиональной деятельности, изучая интересующие их направления, принадлежащие смежным областям образования и науки», — сообщает РИА Новости со ссылкой на минобрнауки РФ.
Сразу же хотел бы прокомментировать идею с индивидуальными образовательными траекториями (ИОТ), так как достаточно долго занимался этой проблематикой и даже участвовал в создании подобной системы обучения. В последние три-пять лет специалисты и эксперты как мантру повторяют заклинания о необходимости реализации ИОТ на практике. Несомненно, это верное направление движения, так как позволяет образованию стать, что называется, клиентоориентированным (персонифицированным) и максимально приближенным к текущим актуальным требованиям работодателя. Но реализовать такой подход в рамках подушевого финансирования просто невозможно. Не устаю повторять, что за ИОТ кто-то из интересантов должен платить. Это либо сами студенты (их родители), либо работодатель, либо опять же — государство. Кроме того, реализовывать подходы, связанные с индивидуализацией образования, легче и удобнее в связке «бакалавриат — магистратура». Это обусловлено и сроками обучения, и наличием мотивации у всех заинтересованных сторон.
«Зачем специалисту терять год на прикладное обучение, когда он может сделать это на предприятии?»У специалистов из профессиональной среды могут возникнуть очевидные вопросы. Например, зачем выпускнику полноценного специалитета идти хоть и в годичную, но магистратуру? Какова может быть мотивация у молодежи продлить свое образование еще на год или два? Но пока вопросов больше, чем ответов.
Попытаемся разобраться в проблематике новых образовательных реформ. Начнем с вопроса о том, «а зачем магистратура после специалитета»? Образование, в целом, и профессиональное образование, в частности, выполняет очень важный, но часто не артикулируемый функционал — социализация молодого поколения в обществе и профессиональной среде. Выпускники школы еще дети с не до конца сформированным критическим мышлением. Функция университета, в том числе, завершить этот процесс, начатый в школе. Каким-то ребятам для этого хватает четыре или пять лет, а для кого-то и этого мало. Следовательно, магистратура в этом случае может выполнять такую надпрофессиональную функцию. Кроме того, дополнительный год или два обучения — это своего рода механизмом «отсрочки» перед выходом молодого специалиста на рынок труда. И в этой части новые поправки к закону будут совершенно кстати.
В комментариях различных изданий можно найти такое объяснение, что «огранка специалиста в магистратуре позволит углубить и расширить компетенции, полученные за время обучения на программе специалитета». Работая достаточно долго в системе высшего образования нашей страны, я с трудом могу представить содержательный смысл обучения специалиста в годовой магистратуре. Если речь идет о конкретных компетенциях, то для этого существуют уже отработанные и действенные механизмы так называемых кротких образовательных траекторий, проще говоря программ повышения квалификации (от 16 до 250 часов) и профессиональной переподготовки (от 250 часов). В случае, когда речь идет о полноценном уровне образования, то в годовой программе возможно «уложить» только совершенно прикладные аспекты уже полученного ранее образования, т. е. фактически углубиться в какую-то узкую область. Но опять же — зачем специалисту терять год на чисто прикладное обучение в университете, когда он более эффективно сможет сделать это на предприятии, будучи штатным сотрудником?
Критически оценивая популярность магистерских образовательных программ в нашей стране, можно отметить стабильный тренд на стагнацию. Фактически стало нормой, что ежегодно университеты, в том числе и ведущие, сталкиваются с проблемами набора абитуриентов на магистерские программы. Особенно это касается IT-специалистов. Стабильная востребованность на рынке труда «информационщиков», которые обычно начинают свою профессиональную деятельность уже с начала второго курса, играет отрицательную роль для университетов. Ребята зачастую не доучиваются даже на бакалавриате, а уж в магистратуру большинство из них не заманить. «А зачем?» — рассуждают они. Работать уже они уже могут, а корочка об образовании в IТ-сфере сегодня почти ничего не стоит. Именно это направление профессиональной деятельности сейчас лидирует в неформальном образовании в мире. Для успеха тут нужна только светлая голова и ноутбук. И можно работать хоть с Северного полюса!
«Если у вас только диплом бакалавра, не видать вам руководящей должности как собственных ушей»За годы существования в нашей реальности двухуровневой системы образования университетское сообщество все время пыталось сравнить и сопоставить бакалаврские программы с программами специалитета, а место магистратуры в этом «чудесном мире» фактически так и не было определено. Результатом стало естественное отставание бакалавриата от ушедшего специалитета (естественно, ведь 5 лет обучения в 4 года никак не вместить). Это условное «неприятие» бакалавриата в академической среде естественным образом перешло и на работодателей. Ведь ни для кого не секрет, что львиная доля отечественных предприятий, выступая в качестве первого рабочего места для молодых специалистов, не делают разницы в оплате труда между выпускниками с дипломами бакалавра и магистра. «Так если нет разницы, зачем учиться дольше?» — именно так и рассуждают наши студенты. И рассуждают разумно.
После нескольких лет работы на предприятии и становления специалиста как профессионала в своей предметной области наличие магистерского диплома положительно сказывается на карьерном росте. В пользу такого подхода играют и активно внедряемые в последние годы профессиональные стандарты. Именно в них указаны уровни образования, необходимые для занятия тех или иных должностей. Соответственно, каким бы отличным специалистом вы ни были, если у вас только лишь диплом бакалавра, не видать вам руководящей должности как собственных ушей. Из этого следует тривиальный вывод — настоящие абитуриенты магистерских программ находятся не в университетах на четвертом курсе бакалаврских программ, а на предприятиях. И именно эти специалисты, уже имеющие практический опыт работы, могут быть реально заинтересованы в магистерских программах. Но опять же — речь идет о получении образования последующего уровня, именно после бакалавриата. Если же выпускник уже отучился 5 или 5,5 лет (в случае, когда речь идет о программах, направленных на подготовку специалистов для оборонно-промышленного комплекса нашей страны) и по факту является готовым специалистом, ему нет никакого смысла задерживать свою карьеру еще на год или на два.
Таким образом, делаем вывод, что разумных и обоснованных аргументов, способных побудить молодого специалиста принять решение в пользу продолжения образования в магистратуре после программы специалитета, к сожалению, а может быть и к счастью, нам найти не удалось.
Как выражаются некоторые педагоги: «Бакалавр — это обо всем и ни о чем»Было бы неверно рассматривать даже поэтапный переход от преимущественно двухуровневой системы подготовки к специалитету в отрыве от внутренней модернизации кадровой структуры университета. Ведь за годы реформ сменялись не только федеральные образовательные стандарты, но и вся образовательная система. В ответ на сложные реформы менялась и структура, и технологии преподавания многих дисциплин, а также требования к профессорско-преподавательскому составу кафедр.
Бакалавриат — это наиболее общая программа. Как выражаются некоторые педагоги: «Бакалавр — это обо всем и ни о чем». Соответственно и структура программы обучения направлена во многом на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций. По большому счету, бакалавр приходит на выпускающую кафедру только в начале третьего курса, обучается на ней 1,5 года, а дальше преддипломная практика и защита выпускной квалификационной работы…
Для реализации такого рода программ на выпускающей кафедре нет необходимости держать большой штат специалистов. Так и было сделано при переходе со специалитета на балавриат+магистратуру.
Можно констатировать, что в то время произошла первая отрицательная кадровая реформа высшей школы. Университеты покинуло большое количество профессионалов, а также не пришли в аспирантуру много потенциальных молодых ученых и педагогов. Почему это произошло, спросите вы? Да очень просто: переход на двухуровневую систему привел к волнообразным сокращениям профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр. И для того, чтобы возродить этот кадровый потенциал потребуется не один и даже не пять лет.
Как известно, циклы в университетах очень большие (4+2+4 года — бакалавриат, магистратура и аспирантура или 5,5+4 года — специалитет и аспирантура) и ускорить их практически невозможно. Очень правильным, особенно для подготовки инженерно-технических кадров, кажется поправка, связанная с кадрами для модернизации экономики нашей страны. Теперь эти кадры будут готовиться преимущественно по программам специалитета.
«Возврат к специалитету будет приветствоваться всеми»Одну из статей закона «Об образовании…» предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «Подготовка кадров, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики Российской Федерации, осуществляется преимущественно по программам специалитета».
Если отмотать пленку времени назад, то можно вспомнить, что на заре вхождения в двухуровневую систему подготовки кадров, в нашей стране большинству специалистов было понятно, что современный бакалавриат в сочетании с магистратурой не сможет заменить традиционный специалитет. Но в нашей стране реформы не терпят полумер. В результате была «снесена» практически вся система конструкторско-технологической подготовки в вузах. Поэтому я уверен, что поэтапный возврат к специалитету будет только приветствоваться всеми членами профессионального сообщества, а также представителями реального сектора экономики.
Предвидя грядущие изменения в перспективе 3-10 лет, рядовые члены педагогических коллективов университетов, к сожалению, могут испытывать только ужас и оторопь в связи с тем, что им предстоит в ближайшие годы заниматься разработкой и написание огромного числа локальных нормативно-правовых актов. Тем не менее, университетское сообщество еще надеется увидеть и обсудить обещанные существенные реформы, направленные, как было заявлено ранее профильным министерством, на создание в России собственной уникальной системы высшего образования.
Алексей Лопатин Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online» Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакцииПоследние новости
Горячая линия для жителей города: как получить помощь и поддержку
Новая инициатива направлена на улучшение качества жизни граждан.
День матери: забота о гигиене мамы и малыша
Забота о чистоте ребенка — важная часть материнских обязанностей.
Новый телеграм-бот для жителей Татарстана
Электронный помощник упрощает доступ к актуальным тарифам.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований