21.06.2019

Здесь учат детей добру

Ильдус ЗИННУРОВ, главный режиссер ТГТК «Экият», заслуженный деятель искусств РФ и РТ «Театр – и зрелище и школа для народа, будить сердца людей – вот в чем его природа, на путь неправедный он не дает свернуть,

Ильдус ЗИННУРОВ, главный режиссер ТГТК «Экият», заслуженный деятель искусств РФ и РТ

«Театр – и зрелище и школа для народа, будить сердца людей – вот в чем его природа, на путь неправедный он не дает свернуть, он к свету нас ведет, открыв нам правый путь», – говорил Габдулла Тукай. Безусловно, слова прославленного поэта можно отнести и к театру кукол, благодаря которому ребенок познает мир и учится выражать собственное отношение к добру и злу. В этом убежден Ильдус ЗИННУРОВ, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, главный режиссер Татарского государственного театра кукол «Экият», который трудится на этой должности 42 года! Сколько всего произошло за это время, сколько ярких побед, прекрасных постановок, интересных проектов! А сколько детей приобщилось к прекрасному!

Ильдус Насихович рассказывает на страницах журнала «Элита Татарстана» о своем опыте, о надеждах на будущее, о роли театра кукол в жизни каждого ребенка.

Главное – не форма, а содержание

Именно в детстве ребенок получает главные жизненные ценности, правильные ориентиры, которые будут оказывать на него воздействие всю жизнь. Поэтому важно, чтобы на пути взросления встречались наставники, умеющие увлечь ребенка, научить его добру, поискам истины, пониманию своего места в мире. А наставники – это не только родители, воспитатели, учителя, но и театр кукол, которому удается заинтересовать даже современных школьников, большинство из которых предпочитает проводить свободное время с мобильными телефонами. Я уверен, что театр кукол не устареет никогда, потому что это иносказательное искусство, которое дает жизненные ответы не только на детские вопросы. Настоящий синтез искусств (музыка, литература, актерское мастерство). И в Казани уже есть целые династии, которые выросли на наших спектаклях.

«Кәҗә белән Сарык» («Коза и Овца») Г. Тукая, инсц. Г. Рахима

Я сам всю жизнь посвятил Татарскому театру кукол «Экият», до поступления в Санкт­Петербургскую академию театрального искусства работал актером, а с 1977 года занимаю должность главного режиссера. Конечно, за это время изменилось очень многое: сама страна, общество, возможности. Я начинал трудиться, когда не было интернета, мобильных телефонов, многих технических возможностей, которые есть сейчас, но было ничуть не менее интересно, поверьте. Наоборот, особую радость доставлял поиск, к примеру, нужной музыки для постановки. И необходимые пластинки находились, порой случайно, в других городах и даже странах, к примеру в США или в Японии.

Одно могу сказать с уверенностью: для режиссера детского театра важно знать и понимать природу, психологию, чувства ребенка. Любить детей, уметь ставить себя на их место, чтобы создать по­настоящему тонкий, интересный и полезный спектакль – вот миссия главного режиссера. Для меня содержание всегда было главным, а не форма. Форма вторична, правда, молодые режиссеры в большинстве своем так не думают.

Помню свою встречу с главным режиссером Государственного академического центрального театра кукол имени С. Образцова Борисом Константиновым. Удивительный человек, тонко воспринимающий мир, мы с ним солидарны во многих вопросах. Он убежден в том, что театр кукол ценен качеством спектаклей, а не количеством. А знаменитый Ильгам Шакиров, с которым мы были соседями и часто общались, говорил, что «искусство должно идти на три­четыре шага вперед и вести за собой людей». Я убежден, что в театре это особенно актуально. Представьте, когда ребенок попадает в театр кукол, он ведь как белый лист бумаги. И чем мы его «наполним», какие ценности сможем ему привить, от этого зависит его будущее в определенной степени. Многое при этом зависит от слаженной команды во главе с главным режиссером, который выбирает материал, плотно работает с художником, заказывает музыку, распределяет актеров, раскрывает тему и идею произведения, то есть делает все для того, чтобы все, кто участвует в спектакле, были единомышленниками. Это коллективное творчество, где никого нельзя заставить что­то делать, это такая сфера, где нужно желание от каждого, и причем большое желание.

 

Развлекая, воспитывай

Мы не только ненавязчиво прививаем определенный вкус детям, но и воспитываем их на положительных примерах. Когда я беру тот или иной материал для постановки, то прежде всего отвечаю на вопрос: что я хочу сказать зрителю этим произведением?

Репертуар нужен разноплановый, но в нем обязательно должны присутствовать спектакли, которые воспитывают сострадание, самопожертвование, милосердие, любовь детей к родителям или родителей к детям. К примеру, когда я учился в Ленинграде, то был членом общества «СССР – Япония», благодаря чему имел возможность ближе узнать японское искусство. Для инсценировки в вузе я выбрал тогда японскую сказку «Глаза змеи». Очень трогательная история о том, как мать жертвует своим зрением ради ребенка. Именно такие спектакли со смыслом необходимы нашим детям.

«Таңга – Чулпан, айга – Зөһрә» («Чулпан-звезда взойдет!..») по пьесе Зульфата

«Ана күзләре» З. Думави, «Таңга – Чулпан, айга – Зөһрә» Зульфата, «Гуси-лебеди» инсц. Л. Кожевникова, «Кәҗә белән Сарык» Г. Тукая, инсц.
Г. Рахима, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, инсц. А. Богачевой и многие другие – больше ста спектаклей, которые я поставил в качестве главного режиссера. Всегда старался выбирать такой текстовый материал, который незаметно учит детей, помогает им отличать добро от зла. Вместе с русскими народными сказками, произведениями татарских драматургов всегда обращал особое внимание на восточные притчи, легенды, эпические поэмы других народов.

В этом смысле в свое время меня покорили очень трогательные и необычные румынские сказки. К примеру, о произведении «Солнышко и снежные человечки» А. Веселова я узнал, еще когда обучался в вузе в Ленинграде. Сюжет такой: мальчик с девочкой вылепили снеговиков, украсили их шапочками, шарфиками, морковками, но дворник сказал, что весной яркое солнышко в любом случае растопит снежных человечков. Те расстроились и пошли искать солнышко, решив просить его, чтобы весна не наступала. Однако по дороге, в лесу они встретили замерзших животных – белочку, у которой ветер разворошил гнездо, медвежонка с простуженным горлом, голодного зайчика. Снеговики отдали им и морковки, и шапочки, и шарфики, но настолько растрогались, что решили просить солнышко о том, чтобы весна скорее пришла. Суть истории в самопожертвовании – пусть мы, снеговики, исчезнем, но звери пусть живут. Представляете, как действует эта сказка на ребят, они начинают понимать, как важно думать не только о себе, но и о тех, кто рядом.

Вот что еще хотелось бы отметить. К сожалению, с каждым годом все сложнее находить талантливые пьесы. В свое время, когда Рафис Курбан был председателем Союза писателей РТ, объявили конкурс на лучшую пьесу для детей. И среди 19 присланных работ я не смог выбрать ни одну. Не так давно мы опять провели конкурс, и уже из сорока присланных работ опять нельзя было найти что­то стоящее. Печально. Десятилетиями мы сотрудничали с такими маститыми авторами, как Ркаил Зайдулла, Рузаль Мухаметшин, Ренат Харис, Рафис Курбан, Зульфат, Туфан Миннуллин, Равиль Бухараев, Мансур Гилязов, Гарай Рахим, Борис Вайнер, Лев Кожевников, Адель Хаиров и другие. Все они талантливые авторы, профессионалы с большой буквы.

Недавно в нашем театре прошел вечер памяти Равиля Бухараева, он писал замечательные пьесы для нашего театра, например по мотивам сказок Тукая «Водяная» и «Шурале» – «Волшебные сны Апуша», «Водяной конь», «Сказка о двух монетах» (к 1000­летию Казани). Жалко, что он так рано ушел из жизни, у нас с ним было много совместных планов, в том числе сделать спектакль для взрослых. Почти все, кого я вам перечислил, это поэты, поэтому они и могут тонко чувствовать мир, в том числе детскую психику. Хотелось бы, чтобы появлялась талантливая молодежь такого же уровня, но… пока ситуация печальная.

 

Мы все родом из детства

Я часто вспоминаю свое детство, деревню Новое Демкино в Аксубаевском районе, куда приезжали разные творческие коллективы, в том числе театр кукол. Наша семья дружила с семьей народного артиста РТ, режиссера­постановщика Фуата­ Тагирова. Это оставило большой отпечаток в моей судьбе. А еще мне очень нравилось читать. С шести лет я не мог оторваться от книг, газет, журналов, которые были не только у нас дома, но и в библиотеке. Помню первую свою книгу с яркими рисунками «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Я настолько был покорен, открыв для себя мир человека, который оказался на необитаемом острове. Какая сила духа, какой характер! Спустя много лет я посмотрел спектакль про Робинзона Крузо в Тюмени и увидел, как можно блестяще найти форму и подачу материала и, самое главное, как можно благодаря актерскому мастерству выразить главную мысль – в любой среде важно сохранять себя, свои человеческие качества.

 

Сначала надо воспитать человека

Мой профессор Михаил Михайлович Королев, у которого я учился в Ленинграде, говорил: «Сначала надо воспитать человека». Всегда стараюсь держаться этого правила. Тем более что я преподавал с 1975 по 2000 год в Казанском театральном училище, а с 2000 года по сегодняшний день продолжаю готовить студентов в Казанском государственном институте культуры на кукольном отделении. Актеры театра кукол должны быть многосторонне развитыми, одаренными, от них требуются многие качества, но главное – искренность и любовь к своему делу, ни малейшей фальши. А чтобы вдохнуть в куклу жизнь, тоже требуется особый дар, чувство неживого предмета. Если актеру драмы помогает его внешность, пластика, то актеры театра кукол должны оживить скульптуру, недаром их называют аниматорами. Важно полюбить свою куклу, искать приемлемую для нее пластику, интересные ракурсы, речевую характеристику.

Меня огорчает тот факт, что в эту профессию и так идут неохотно, а сейчас еще и бюджетных мест практически не осталось в казанском вузе. Но платные места очень дорогие, и, конечно, желающих поступить мало. Остается только надеяться на лучшее и на настойчивость Министерства культуры республики.

Надеюсь продолжить преподавательскую деятельность, но с должности главного режиссера я решил уйти, это мое осознанное решение. Надо давать дорогу молодым. Сегодня новые времена – новые задачи, хотя главное должно оставаться неизменным – любовь к детям и к театру. Я очень благодарен своему любимому театру кукол, директору Розе Яппаровой, актерам, студентам. Всегда буду признателен своей команде, в составе которой мы очень долго работали. Имею в виду Александра и Валентину Губских, которые трудились в театре более 30 лет в качестве главного художника и художника­постановщика, и режиссера­постановщика Людмилу Дьяченко, спектакли которой становились участниками международных фестивалей театров кукол. Я оставляю после себя хороший репертуар и талантливых учеников. И очень рад тому, что наш театр часто принимает участие в международных фестивалях, тем более что мы являемся членом УНИМА (Международный союз кукольных театров) с 1974 года.

Верю, наш театр кукол всегда будет жить и радовать новые поколения детей!

Последние новости

Новости

Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 60113 на рассмотрении 6673 решено 53440 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим

Календарь семейных праздников в России

Указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным 2024 год объявлен Годом семьи.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *