«Юпитер, приносящий радость»: «татарстанские симфоники» выступили в Москве с британским акцентом

ГАСО РТ завершил календарный год в столице «межпланетным» концертом в зале им.

ГАСО РТ завершил календарный год в столице «межпланетным» концертом в зале им. Чайковского

В  минувший четверг Государственный академический симфонический оркестр Татарстана вновь порадовал москвичей своим исполнительским искусством. В  Концертном зале им.  Чайковского в  рамках собственного абонемента музыканты сыграли концерт для скрипки с  оркестром Бенджамина Бриттена и  сюиту «Планеты» Густава Холста для большого оркестра, хора и  органа. За  дирижерским пультом  — художественный руководитель Александр Сладковский, солировала Алена Баева. Среди зрителей был и  корреспондент «БИЗНЕС Online».

Александр Сладковский:  «Моя задача  — так стилистически выстроить программу, чтобы зритель ушел с  концерта в  состоянии шока со  знаком „плюс“»

«Стараюсь не  повторяться и  постоянно учу новые партитуры»

Вчера «татарстанские симфоники»  вновь приехали в  столицу, чтобы порадовать своих уже постоянных слушателей исполнительским мастерством и  музыкальным вкусом. Напомним, ГАСО РТ  — это первый и  единственный региональный оркестр, проводящий собственный ежегодный абонемент в  Московской филармонии, и  именно тот коллектив, которому всегда «есть что сказать».

«Чтобы передать залу эмоциональный заряд, я  выбираю для программы произведения, которые сам обожаю, стараюсь не  повторяться и  постоянно учу новые партитуры… Моя задача  — так стилистически выстроить программу, чтобы зритель ушел с  концерта в  состоянии шока со  знаком „плюс“»,  — утверждает художественный руководитель оркестра и  главный дирижер Александр Сладковский и  старается не  изменять своим словам.

Вчера музыканты говорили на  языках двух выдающихся британских композиторов  — Бенджамина Бриттена и  Густава Холста . Оркестр выбрал для исполнения два самодостаточных, мощных по  эмоциональной составляющей произведения. В  первом отделении музыканты играли трехчастный концерт для скрипки Бриттена, а  солировала именитая скрипачка с  солидным послужным списком выигранных конкурсов Алена Баева .

В  первом отделении музыканты играли трехчастный концерт для скрипки Бриттена, а  солировала именитая скрипачка с  солидным послужным списком выигранных конкурсов  Алена Баева

Бриттен написал этот концерт во  время своего короткого американского творческого периода и  посвятил его бывшему учителю в  Королевском музыкальном колледже Генри Бойзу . Он  состоит, как было сказано выше, из  трех частей: Moderato con moto, Vivace и  Пассакалия: Анданте ленто. И, несмотря на  традиционную форму, сильно отличается от  концертов из  классических и  романтических эпох.

Скрипка входит с  песенным плачем, паря над оркестром. После чего музыка прерывается более милитаристской и  ударной второстепенной темой. Во  второй части она еще более наращивает темп, приобретает острохарактерные и  гармонические обороты. И  уже в  финале Бриттен использует пассакалию. Эту старинную барочную форму композитор тоже трактует достаточно свободно, варьируя основную тему, меняя ее  ритмический и  мелодический рисунок. Зал наполняется эмоциональным вихрем, но  в  конце сочинение лишено оптимизма  — в  музыке слышны печальные трели, вопрошающие ожиданиям грядущих испытаний.

Хрупкая и  утонченная  Баева внесла в  исполнение свой индивидуальный подход, украсив  величественное и  многогранное произведение  Бриттена.

Для второго отделения маэстро Сладковский выбрал шедевр другого британского гения Холста  — сюиту «Планеты»

«Сатурн, вестник старости»

Для второго отделения маэстро Сладковский выбрал шедевр другого британского гения Холста  — сюиту «Планеты». Композитор был очень интересующимся и  страстным человеком, вдохновлялся утопическим социализмом, изучал санскрит, теорию индийской музыки, а  позже увлекся и  астрологией. «Планеты»  — это результат неожиданного интереса Холста. Причем ни  к  науке о  небесных телах, то  есть астрономии, ни  к  богам римской мифологии оно отношения не  имеет. Собственно, это объясняет отсутствие в  произведении «Земли».

Сюита состоит из  семи частей. Каждая имеет собственное «планетное» название, определяющее характер музыки. Сюита начинается с  «Марса, вестника войны». Он  передает ужасы, вызванные впечатлениями от  Первой Мировой войны. Музыка грохочет неумолимым жестким маршем и  устремляется к  торжествующему и  брутальному унисону.

«Марс» сменяет нежная и  волшебная пастораль «Венеры, вестника мира». Она полна гармонии легкости в  противовес кровожадному Марсу. Изящное скерцо «Меркурий, крылатый посланник» создает ощущение воздушной легкости и  трепета крыльев. А  четвертый «Юпитер, приносящий радость» снова вносит маршевые ритмы, звучит величественно и  сильно.

Для последней части к  оркестру присоединился вокальный ансамбль Intrada под руководством  Екатерины Антоненко

«Сатурн, вестник старости» словно маятник, раскачиваясь, приближает старость. Нельзя ничего противопоставить неумолимому движению времени. Оно ритмично продолжает стоять на  своем, и  пульс становится все медленнее. Холст любил эту часть больше всего. Он  даже предполагал более мрачный и  печальный финал, но  его переубедила дочь Имоген . Хотя сам автор пояснял, что финал не  может быть таким приятным. В  реальности это совсем не  так.

«Сатурн» сменяет «Уран, волшебник» со  своим широким спектром настроений  — от  приглушенной таинственности до  шумного гротеска. И  тут неожиданно громкое оркестровое звучание переходит в  таинственного «Нептуна, мистика». Тут и  внеземные тембры арфы и  причудливые диссонансы и, конечно, завораживающие длинноты женского хора. Как раз для последней части к  оркестру присоединился вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко .

Если в  железном грохоте «Марса» чувствовалось что-то земное, то  в  конце композитор уносит слушателей в  космическое пространство. По  задумке автора, в  конце звук должен был постепенно угасать. И  если в  эпоху цифровой звукозаписи  или на  современном концерте это можно сделать всего лишь одной ручкой, то  в  эпоху Холста ему пришлось применить новаторство. Хор пел в  отдельной комнате, с  распахнутой дверью. Ближе к  финалу, дверь постепенно закрывали, и  зритель слышал, как пение плавно исчезает, пока окончательно не  станет всепоглощающей тишиной космоса.

В  живом исполнении этот переход срежиссировал  Сладковский. Росчерком дирижерской палочки он  прервал затихающие голоса женского хора, погрузив почти одурманенных музыкой слушателей в  космическое пространство гениальной музыки двух выдающихся британских композиторов.

Иветта Невинная Фото: ГАСО РТ

Последние новости

В России принят закон о запрете продажи газосодержащих товаров детям

Новый закон направлен на защиту несовершеннолетних от токсикомании.

Курс валют на 27 ноября: рубль ослабляет позиции

Банк России сообщил о курсе валют, который вступает в силу со среды.

Новые данные о вакцинации в России

74% россиян получили прививку, что является значительным достижением в борьбе с пандемией.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Иваново, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *