30.08.2019

«Очень важно, что мы открываем сезон в день рождения Шостаковича и играем то, с чем связана вся моя творческая жизнь»

Александр Сладковский о фестивале им.

Александр Сладковский о фестивале им. Вишневской на старте сезона и главных фишках нового концертного года ГСО РТ

Сегодня вечером Государственный симфонический оркестр РТ  вновь встретится с  публикой после двухмесячного перерыва на  IX  Международном оперном фестивале «Казанская осень». Главный дирижер и  худрук оркестра, народный артист России Александр Сладковский рассказал о  том, какой новый фестиваль он  готовит для Казани, какую оперу в  концертном исполнении услышат столицы Татарстана и  России и  когда будет презентована запись со  всеми симфониями и  инструментальными концертами Петра Чайковского.

«МЫ  ДАВНО ДУМАЛИ О  СОВМЕСТНОМ ПРОЕКТЕ С  ЦЕНТРОМ ОПЕРНОГО ПЕНИЯ ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ»

У  меня начинается 10 сезон в  Казани. 10  лет! А  ровно 20 лет назад я  выиграл конкурс Прокофьева в  Ленинграде. Это просто фантастика какая-то. И  54-й концертный сезон оркестра откроется 25  сентября фестивалем Галины Вишневской. Почему именно фестиваль Галины Павловны? Потому что и  она, и  Мстислав Ростропович  — личности, которые сыграли историческую роль в  судьбе России, и  не  только в  музыкальной среде. С  центром оперного пения ее  имени у  нас давние связи. Я  давно дружу с  Ольгой Мстиславовной Ростропович , восхищаюсь ее  подвижничеством. В  2017 году она приглашала оркестр на  фестиваль Ростроповича в  Оренбург. Мы  давно думали о  совместном проекте, ведь у  них есть целый театр с  молодыми певцами, которые жаждут работать. Так и  родилась идея кооперации. Я  горжусь тем, что у  нас сложились такие отношения и  они обратились к  нам с  предложением это реализовать. С  солистами, которые приедут на  фестиваль, я  никогда не  работал, но  у  этого центра априори не  может быть плохих солистов. Там все молодые исполнители  — мирового уровня. 

Кроме того, 25  сентября  — день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мы  будем исполнять две его симфонии  — Пятую и  Четырнадцатую вместе с  центром оперного пения. Ростропович обожал Пятую симфонию  — он  играл ее, когда приезжал в  СССР как худрук Вашингтонского симфонического оркестра и  дирижировал ею, когда вернулся в  Россию после 12-летнего перерыва. Я  был свидетелем этого и  присутствовал в  Петербурге на  его концерте. Здесь его встречали триумфально  — будто рыцарь на  белом коне вернулся на  незаконно отобранные у  него территории. Его концерты до  сих пор у  меня перед глазами, и  я  восхищаюсь и  горжусь тем, что был свидетелем этих абсолютно уникальных и  исторических событий. У  нас с  Ростроповичем было много чисто человеческих точек соприкосновения. Он  был настоящим проводником гуманистических, потрясающих, уникальных поступков и  с  него хотелось брать пример. Приезд Ростроповича в  1990 году очень повлиял на  регионы, ведь тогда экономически Россия была в  руинах. А  он  в  1991 году приехал защищать Белый дом, сидел там с  автоматом, рискуя жизнью, не  зная, чем все это кончится… 

Я  видел его последний концерт в  Большом зале консерватории на  праздновании 100-летия со  дня рождения   Шостаковича. Я  ассистировал ему в  Петербургской консерватории на  проекте «Неизвестный Мусоргский» в  пору ректорства нашего друга Александра Чайковского. Мне посчастливилось ему ассистировать, представляете! То  есть готовить хор и  оркестр для выступления. К  сожалению, он  был уже болен, и  мне пришлось дирижировать самому. Это очень символично для меня. Очень важно, что мы  открываем сезон именно в  день рождения Шостаковича, одного из  моих любимых композиторов и  играем то, с  чем связана вся моя творческая жизнь, ведь три года назад мы  записали всего Шостаковича. Вот так удивительным образом переплетаются связи и  времена, и  сублимируются в  открытие нашего нового сезона. 

«ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ СЫГРАТЬ „ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА“ В  МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ  — ЭТО, МЯГКО ГОВОРЯ, ОЧЕНЬ КРУТО»

Одним из  главных его событий будет новый фестиваль в  феврале 2020 года, посвященный органной музыке. Мы  такого еще не  делали и  для нас это будет расширением рамок, возможностью показать то, что может и  делает оркестр. Идея фестиваля родилась очень просто, ведь в  ГБКЗ есть орган и  есть оркестр. А  также существуют всемирно известные, фантастические исполнители-органисты, которые никогда не  были в  Казани. Я  работаю только с  музыкантами с  высочайшим реноме и  уровнем мастерства и  стараюсь себе не  изменять. Например, в  прошлом году мы  подружились с  органистом собора Парижской Богоматери. Курировать фестиваль будет профессор и  выдающаяся органистка Евгения Кривицкая , с  которой мы  много лет поддерживаем тесную творческую связь. Помимо того, что это потрясающий критик, музыковед, профессор Московской консерватории, она еще и  фантастическая органистка и  знает всех блистательных исполнителей на  этом короле музыкальных инструментов. Органный фестиваль  — одно из  возможных направлений развития оркестра. К  сожалению, у  нас нет хора, необходимого для исполнения Малеровских симфоний. Но  у  нас есть орган, так что почему  бы не  исполнять эту музыку? Думаю, это будет интересно как нашей замечательной публике, так и  оркестру. 

В  марте мы  исполним в  Казани и  Москве оперу «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в  концертом исполнении. Получить разрешение сыграть «Летучего голландца» в  Московской филармонии  — это, мягко говоря, очень круто, потому что это одна из  первых опер Вагнера, очень сложное, огромное полотно. И  возможность сыграть его в  Казани и  в  абонементе Московской филармонии  — это целое событие. Мы  продолжаем увлеченно играть немецкую музыку и  продолжаем играть оперу, потому что симфонический оркестр обязан играть оперу, как и  оперный оркестр обязан играть симфонические концерты, чтобы обогащать свой репертуар. 

В  минувшем сезоне мы  с  фантастическими солистами записали всего Петра Чайковского  — все его симфонии и  концерты. Этот материал сейчас в  Москве, где с  ним работают очень серьезные звукорежиссеры. Запись будет издана на  лейбле Sony Classical  — одном из  самых выдающихся лейблов за  всю историю музыки. Презентацию записи мы  планируем организовать в  мае в  Москве, Санкт-Петербурге и  Казани, и  таким образом присоединимся к  мировому масштабному празднованию 180-летия Петра Ильича. Я  думаю, что это событие  — очень важный вклад в  развитие музыкальной и  культурной жизни Татарстана. Очень показательно, что региональный оркестр делает записи не  просто каких-то популярных симфоний, а  циклы, которые остаются в  истории. 

Забегая вперед, скажу, что в  2020 году будет отмечаться 250-летие со  дня рождения Людвига ван Бетховена, и  к  этому мероприятию мы  тоже собираемся сделать сюрприз для Татарстана и  России  — записать в  июне следующего года все 9 симфоний Бетховена. Немецкая музыка  — это обожаемая мною часть музыкальной культуры, и  в  России и  мире знают, что это наш конек. Конечно, Бетховен создал симфонизм, который мы  знаем сейчас, и  благодаря ему сложилось представление о  том, что такое симфонический оркестр. Все 9 его симфоний уже давно в  нашем репертуаре, мы  постоянно их  играем. А  сейчас я  решил собрать их  в  один бокс.

«ДЛЯ КАЗАНИ ИСПОЛНЕНИЕ ШТОКХАУЗЕНА  — ЭТО КАК ЗАПУСТИТЬ РАКЕТУ В  КОСМОС»

30  октября мы  будет играть Пятую симфонию Густава Малера. Это наша репертуарная симфония  — фантастическая, одна из  моих любимых среди малеровских. Также в  октябре мы  сыграем Малера для студентов и  ветеранов на  благотворительном социальном концерте  — это тоже одно из  направлений работы, моей и  оркестра. Почему очень важно сыграть Пятую симфонию? Потому что в  Москве концерт будет записан и  потом будет транслироваться на  Mezzo  TV. Мы  давние партнеры с  этим потрясающим французским каналом, и  благодаря очередной записи Татарстан вновь покажется в  этой ветви музыкальной культуры, ведь канал транслируется на  весь  мир. Я  настойчиво продолжаю делать то, что мы  делали всегда, просто немножко расширяя границы и  получая при этом максимум удовольствия.

На  международном фестивале современной музыки им.  Софии Губайдуллиной Concordia в  ноябре впервые будет исполнен Карлхайнц Штокхаузен, который в  Казани вообще не  звучал  — в  оркестре его точно никогда не  играли. Я  заявлял о  нем еще три года назад, и  сейчас мы  это воплощаем. Для Казани исполнение Штокхаузена  — это как запустить ракету в  космос, потому что его музыка  — совершенно уникальная, и  она никогда здесь не  звучала.

В  новом сезоне традиционно будут и  прекрасные приглашенные дирижеры. Признаюсь честно  — с  дирижером, которого публика не  знает, продать концерт гораздо сложнее, чем со  мной, поэтому тут я  иду на  определенный риск, приглашая дирижеров не  с  мировым именем. Но  ведь и  дирижеров с  мировым-то именем мало кто знает! Мне важно, чтобы к  оркестру подходили разные мастера, с  разными стилями и  способами общения. На  машине такого класса должен ездить мастер! Музыкантам интереснее в  творческой жизни, если они играют с  разными дирижерами. При этом у  меня нет никакой ревности  — я  приглашал сюда Владимира Федосеева , Юрия Ивановича Симонова, Василия Петренко , который в  2021 году возглавит Королевский филармонический оркестр в  Лондоне, нового главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева. Это люди, которые сделали игровую карьеру, известны в  мире и  работают с  лучшими оркестрами мира. Также это мои друзья, однокашники, и  я  за  них рад и  с  удовольствием пригласил  бы снова. 

Я  буду только рад, если кто-то из  моих коллег поработает с  моим оркестром. Я  не  хочу утомлять публику собой и  дирижировать по  5 концертов в  месяц. Я  считаю, что каждый мой концерт должен быть событием. Ведь я  тоже много где выступаю в  этом качестве  — Дмитрий Бертман пригласил меня в  «Геликон-оперу» поставить в  октябре «Травиату», у  меня есть концерты с  госоркестром им.  Светланова, приглашения в  зарубежные поездки  — Южную Корею, Японию, Италию. При этом везде, где я  появляюсь, написано  — худрук оркестра Татарстана, то  есть автоматически возникает название нашей республики. Я  не  просто дирижирую, а  представляю Россию и  Татарстан своей собственной персоной. 

Продолжая тему зарубежных гастролей  — проект Чайковского мы  продали на  фестиваль в  Нанте, то  есть в  2021 году мы  играем всего Чайковского на  фестивале «Безумный день». Покажите мне еще какой-нибудь оркестр, кроме оркестра Мариинского театра Валерия Гергиева , который может работать настолько мобильно и  продукция которого сразу востребована? Не  исключено, что мы  повторим этот репертуар и  в  Японии. Спрос на  нашу продукцию интернациональный! И  это очень важно  — не  для моих амбиций, они вполне удовлетворены, а  для имиджа республики, для президента Рустама Нургалиевича Минниханова , для людей, которые понимают, насколько это бесценно  — иметь такой инструмент, такую машину представительского класса, которую можно презентовать в  любой точке мира. Я  всегда это декларировал, хотя 9 лет назад никто не  понимал этого. А  сегодня мы  приглашены практически на  все площадки Москвы и  Санкт-Петербурга, не  говоря о  фестивалях наших друзей и  фантастических солистов, с  которыми мы  постоянно работаем. Нас приглашают все больше и  больше, и  не  только в  России, но  и  за  рубежом. У  нас уже есть планы на  2021 год по  зарубежным гастролям и  поездкам. Мы  получаем удовольствие от  того, что мы  делаем. Конечно, нагрузка очень большая. Но  практика подсказывает, что это дает позитивные результаты, это по-настоящему развивает оркестр. Как спортсмену нужны тренировки, так и  музыканту необходимы концерты, и  чем их  больше, тем он  счастливее.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГСО РТ

Последние новости

Мичанском сельском  поселении ПМК - 159 продолжает капитальный ремонт в детском саду

Мичанском сельском  поселении ПМК - 159 продолжает капитальный ремонт в детском саду "Березка" в селе  Новый Мичан.

Поздравляем со светлым праздником Пасхи!

Уважаемые жители и гости Республики Татарстан! Поздравляем вас со светлым праздником Пасхи!

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *