«Очень важно, что мы открываем сезон в день рождения Шостаковича и играем то, с чем связана вся моя творческая жизнь»
Александр Сладковский о фестивале им.
Александр Сладковский о фестивале им. Вишневской на старте сезона и главных фишках нового концертного года ГСО РТ
Сегодня вечером Государственный симфонический оркестр РТ вновь встретится с публикой после двухмесячного перерыва на IX Международном оперном фестивале «Казанская осень». Главный дирижер и худрук оркестра, народный артист России Александр Сладковский рассказал о том, какой новый фестиваль он готовит для Казани, какую оперу в концертном исполнении услышат столицы Татарстана и России и когда будет презентована запись со всеми симфониями и инструментальными концертами Петра Чайковского.
«МЫ ДАВНО ДУМАЛИ О СОВМЕСТНОМ ПРОЕКТЕ С ЦЕНТРОМ ОПЕРНОГО ПЕНИЯ ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ»
У меня начинается 10 сезон в Казани. 10 лет! А ровно 20 лет назад я выиграл конкурс Прокофьева в Ленинграде. Это просто фантастика какая-то. И 54-й концертный сезон оркестра откроется 25 сентября фестивалем Галины Вишневской. Почему именно фестиваль Галины Павловны? Потому что и она, и Мстислав Ростропович — личности, которые сыграли историческую роль в судьбе России, и не только в музыкальной среде. С центром оперного пения ее имени у нас давние связи. Я давно дружу с Ольгой Мстиславовной Ростропович , восхищаюсь ее подвижничеством. В 2017 году она приглашала оркестр на фестиваль Ростроповича в Оренбург. Мы давно думали о совместном проекте, ведь у них есть целый театр с молодыми певцами, которые жаждут работать. Так и родилась идея кооперации. Я горжусь тем, что у нас сложились такие отношения и они обратились к нам с предложением это реализовать. С солистами, которые приедут на фестиваль, я никогда не работал, но у этого центра априори не может быть плохих солистов. Там все молодые исполнители — мирового уровня.
Кроме того, 25 сентября — день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мы будем исполнять две его симфонии — Пятую и Четырнадцатую вместе с центром оперного пения. Ростропович обожал Пятую симфонию — он играл ее, когда приезжал в СССР как худрук Вашингтонского симфонического оркестра и дирижировал ею, когда вернулся в Россию после 12-летнего перерыва. Я был свидетелем этого и присутствовал в Петербурге на его концерте. Здесь его встречали триумфально — будто рыцарь на белом коне вернулся на незаконно отобранные у него территории. Его концерты до сих пор у меня перед глазами, и я восхищаюсь и горжусь тем, что был свидетелем этих абсолютно уникальных и исторических событий. У нас с Ростроповичем было много чисто человеческих точек соприкосновения. Он был настоящим проводником гуманистических, потрясающих, уникальных поступков и с него хотелось брать пример. Приезд Ростроповича в 1990 году очень повлиял на регионы, ведь тогда экономически Россия была в руинах. А он в 1991 году приехал защищать Белый дом, сидел там с автоматом, рискуя жизнью, не зная, чем все это кончится…
Я видел его последний концерт в Большом зале консерватории на праздновании 100-летия со дня рождения Шостаковича. Я ассистировал ему в Петербургской консерватории на проекте «Неизвестный Мусоргский» в пору ректорства нашего друга Александра Чайковского. Мне посчастливилось ему ассистировать, представляете! То есть готовить хор и оркестр для выступления. К сожалению, он был уже болен, и мне пришлось дирижировать самому. Это очень символично для меня. Очень важно, что мы открываем сезон именно в день рождения Шостаковича, одного из моих любимых композиторов и играем то, с чем связана вся моя творческая жизнь, ведь три года назад мы записали всего Шостаковича. Вот так удивительным образом переплетаются связи и времена, и сублимируются в открытие нашего нового сезона.
«ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ СЫГРАТЬ „ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА“ В МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ — ЭТО, МЯГКО ГОВОРЯ, ОЧЕНЬ КРУТО»
Одним из главных его событий будет новый фестиваль в феврале 2020 года, посвященный органной музыке. Мы такого еще не делали и для нас это будет расширением рамок, возможностью показать то, что может и делает оркестр. Идея фестиваля родилась очень просто, ведь в ГБКЗ есть орган и есть оркестр. А также существуют всемирно известные, фантастические исполнители-органисты, которые никогда не были в Казани. Я работаю только с музыкантами с высочайшим реноме и уровнем мастерства и стараюсь себе не изменять. Например, в прошлом году мы подружились с органистом собора Парижской Богоматери. Курировать фестиваль будет профессор и выдающаяся органистка Евгения Кривицкая , с которой мы много лет поддерживаем тесную творческую связь. Помимо того, что это потрясающий критик, музыковед, профессор Московской консерватории, она еще и фантастическая органистка и знает всех блистательных исполнителей на этом короле музыкальных инструментов. Органный фестиваль — одно из возможных направлений развития оркестра. К сожалению, у нас нет хора, необходимого для исполнения Малеровских симфоний. Но у нас есть орган, так что почему бы не исполнять эту музыку? Думаю, это будет интересно как нашей замечательной публике, так и оркестру.
В марте мы исполним в Казани и Москве оперу «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в концертом исполнении. Получить разрешение сыграть «Летучего голландца» в Московской филармонии — это, мягко говоря, очень круто, потому что это одна из первых опер Вагнера, очень сложное, огромное полотно. И возможность сыграть его в Казани и в абонементе Московской филармонии — это целое событие. Мы продолжаем увлеченно играть немецкую музыку и продолжаем играть оперу, потому что симфонический оркестр обязан играть оперу, как и оперный оркестр обязан играть симфонические концерты, чтобы обогащать свой репертуар.
В минувшем сезоне мы с фантастическими солистами записали всего Петра Чайковского — все его симфонии и концерты. Этот материал сейчас в Москве, где с ним работают очень серьезные звукорежиссеры. Запись будет издана на лейбле Sony Classical — одном из самых выдающихся лейблов за всю историю музыки. Презентацию записи мы планируем организовать в мае в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, и таким образом присоединимся к мировому масштабному празднованию 180-летия Петра Ильича. Я думаю, что это событие — очень важный вклад в развитие музыкальной и культурной жизни Татарстана. Очень показательно, что региональный оркестр делает записи не просто каких-то популярных симфоний, а циклы, которые остаются в истории.
Забегая вперед, скажу, что в 2020 году будет отмечаться 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена, и к этому мероприятию мы тоже собираемся сделать сюрприз для Татарстана и России — записать в июне следующего года все 9 симфоний Бетховена. Немецкая музыка — это обожаемая мною часть музыкальной культуры, и в России и мире знают, что это наш конек. Конечно, Бетховен создал симфонизм, который мы знаем сейчас, и благодаря ему сложилось представление о том, что такое симфонический оркестр. Все 9 его симфоний уже давно в нашем репертуаре, мы постоянно их играем. А сейчас я решил собрать их в один бокс.
«ДЛЯ КАЗАНИ ИСПОЛНЕНИЕ ШТОКХАУЗЕНА — ЭТО КАК ЗАПУСТИТЬ РАКЕТУ В КОСМОС»
30 октября мы будет играть Пятую симфонию Густава Малера. Это наша репертуарная симфония — фантастическая, одна из моих любимых среди малеровских. Также в октябре мы сыграем Малера для студентов и ветеранов на благотворительном социальном концерте — это тоже одно из направлений работы, моей и оркестра. Почему очень важно сыграть Пятую симфонию? Потому что в Москве концерт будет записан и потом будет транслироваться на Mezzo TV. Мы давние партнеры с этим потрясающим французским каналом, и благодаря очередной записи Татарстан вновь покажется в этой ветви музыкальной культуры, ведь канал транслируется на весь мир. Я настойчиво продолжаю делать то, что мы делали всегда, просто немножко расширяя границы и получая при этом максимум удовольствия.
На международном фестивале современной музыки им. Софии Губайдуллиной Concordia в ноябре впервые будет исполнен Карлхайнц Штокхаузен, который в Казани вообще не звучал — в оркестре его точно никогда не играли. Я заявлял о нем еще три года назад, и сейчас мы это воплощаем. Для Казани исполнение Штокхаузена — это как запустить ракету в космос, потому что его музыка — совершенно уникальная, и она никогда здесь не звучала.
В новом сезоне традиционно будут и прекрасные приглашенные дирижеры. Признаюсь честно — с дирижером, которого публика не знает, продать концерт гораздо сложнее, чем со мной, поэтому тут я иду на определенный риск, приглашая дирижеров не с мировым именем. Но ведь и дирижеров с мировым-то именем мало кто знает! Мне важно, чтобы к оркестру подходили разные мастера, с разными стилями и способами общения. На машине такого класса должен ездить мастер! Музыкантам интереснее в творческой жизни, если они играют с разными дирижерами. При этом у меня нет никакой ревности — я приглашал сюда Владимира Федосеева , Юрия Ивановича Симонова, Василия Петренко , который в 2021 году возглавит Королевский филармонический оркестр в Лондоне, нового главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева. Это люди, которые сделали игровую карьеру, известны в мире и работают с лучшими оркестрами мира. Также это мои друзья, однокашники, и я за них рад и с удовольствием пригласил бы снова.
Я буду только рад, если кто-то из моих коллег поработает с моим оркестром. Я не хочу утомлять публику собой и дирижировать по 5 концертов в месяц. Я считаю, что каждый мой концерт должен быть событием. Ведь я тоже много где выступаю в этом качестве — Дмитрий Бертман пригласил меня в «Геликон-оперу» поставить в октябре «Травиату», у меня есть концерты с госоркестром им. Светланова, приглашения в зарубежные поездки — Южную Корею, Японию, Италию. При этом везде, где я появляюсь, написано — худрук оркестра Татарстана, то есть автоматически возникает название нашей республики. Я не просто дирижирую, а представляю Россию и Татарстан своей собственной персоной.
Продолжая тему зарубежных гастролей — проект Чайковского мы продали на фестиваль в Нанте, то есть в 2021 году мы играем всего Чайковского на фестивале «Безумный день». Покажите мне еще какой-нибудь оркестр, кроме оркестра Мариинского театра Валерия Гергиева , который может работать настолько мобильно и продукция которого сразу востребована? Не исключено, что мы повторим этот репертуар и в Японии. Спрос на нашу продукцию интернациональный! И это очень важно — не для моих амбиций, они вполне удовлетворены, а для имиджа республики, для президента Рустама Нургалиевича Минниханова , для людей, которые понимают, насколько это бесценно — иметь такой инструмент, такую машину представительского класса, которую можно презентовать в любой точке мира. Я всегда это декларировал, хотя 9 лет назад никто не понимал этого. А сегодня мы приглашены практически на все площадки Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря о фестивалях наших друзей и фантастических солистов, с которыми мы постоянно работаем. Нас приглашают все больше и больше, и не только в России, но и за рубежом. У нас уже есть планы на 2021 год по зарубежным гастролям и поездкам. Мы получаем удовольствие от того, что мы делаем. Конечно, нагрузка очень большая. Но практика подсказывает, что это дает позитивные результаты, это по-настоящему развивает оркестр. Как спортсмену нужны тренировки, так и музыканту необходимы концерты, и чем их больше, тем он счастливее.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГСО РТПоследние новости
Весенние субботники на кладбищах с. Н. Мичан, с. Ст.Мичан, с. Бакшанды,с. Кренни Мичанского сельского поселения.
Весенние субботники на кладбищах с. Н. Мичан, с. Ст.Мичан, с. Бакшанды,с.
Мичанском сельском поселении ПМК - 159 продолжает капитальный ремонт в детском саду "Березка" в селе Новый Мичан.
Мичанском сельском поселении ПМК - 159 продолжает капитальный ремонт в детском саду "Березка" в селе Новый Мичан.
Поздравляем со светлым праздником Пасхи!
Уважаемые жители и гости Республики Татарстан! Поздравляем вас со светлым праздником Пасхи!
Как найти действующие промокоды
Как найти и использовать действующие промокоды для скидок