​Николай Фешин: звучащее чудо оживших впечатлений

В Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка, посвящённая 140-летию со дня рождения Николая Фешина.

В Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка, посвящённая 140-летию со дня рождения Николая Фешина. Обозреватель «Казанского репортера» выяснил, почему выставку называют сенсационной.

Казалось бы, чем ещё можно удивить нас: в Казани хранится самое крупное собрание произведений художника, включающее живопись, графику, скульптуру, которые были созданы преимущественно до его эмиграции в США в 1923 году. Когда Государственная Третьяковская галерея решила почтить 140-летие со дня рождения нашего земляка, то именно Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан на всё лето привёз в Москву выставку, состоящую из шести десятков живописных, графических и скульптурных работ Фешина.

Сколько произведений Николая Ивановича представлено в залах второго этажа одной из красивейших городских усадеб, когда-то принадлежавшей командующему Казанским военным округом генералу Александру Генриховичу Сандецкому, сказать не могут даже устроители вернисажа. Что-то около двухсот экспонатов – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство – из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств и частных коллекций, среди которых самым ярким стала дипломная работа Фешина для Академии художеств «Капустница», впервые приехавшая в Казань.

– Вообще-то, работа эта писалась в Казани, в мастерской Казанской художественной школы, а потом была отвезена в Санкт-Петербург, – поясняет специалист по творчеству Фешина, искусствовед, почётный член Российской Академии художеств Галина Тулузакова. – За неё Николай Иванович в 1909 году получил золотую медаль и официальное звание художника. Эту работу Академия художеств вывозила только раз, в Венецию. Это был 1914 год. Потом были очень долгие тяжбы по её возвращению. И картину больше никуда не давали.

Поразительно, но это большеформатное полотно мы могли и не увидеть только потому, что архитектор заложил высоту входных дверей 2 метра 67 сантиметров. А высота упакованной в несколько слоёв синтетических утеплителей картины – 2 метра 50 сантиметров. Приплюсуйте сюда наклон из-за каскада ступенек, и вы поймёте, насколько велико было чудо попадания «Капустницы» в предназначавшийся для неё зал второго этажа. Работу грузчиков можно без всяких натяжек назвать и филигранной, и героической.

Вот почему так искренне радовались устроители грандиозной выставки на её открытии, прошедшем на фоне одного из ранних шедевров Фешина.

«А вот и другая радость: капусту рубим!

Двадцать возов капусты, весь двор завален: бело-зелёная гора, рубить-не-перерубить. Василь-Василич заправляет одним корытом, другим – я с Горкиным. Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого боку рубят, весело слушать туканье, – как пляшут. В том корыте серую капусту рубят, а в нашем – белую. Туда отбирают кочни позеленей, сдают зелёные листья с нашей, а в наше корыто кидают беленькую, “молочную”. Называют – “хозяйское корыто”. Я шепчу Горкину – “а им почему зелёную?”. Он ухмыляется на меня: “Знаю, чего ты думаешь... Обиды тут нет, косатик. Ваша послаще будет, а мы покрепчей любим, с горчинкой, куда вкусней... и как заквасится, у ней и дух пронзей...”»

Это Иван Сергеевич Шмелёв. Его знаменитое «Лето Господне».

Картина Николая Ивановича Фешина смотрится как иллюстрация к этим строкам, хотя написана она на двадцать лет раньше романа. Ощущение радости то же.

Большой грудой в центре деревенского двора свалена капуста. Вокруг – множество женщин. Одна из них уже поднесла нож к вилку, другая ещё только выбирает себе кочан, чуть дальше – несколько женщин заготавливают капусту в большом корыте. И среди них – мальчик, старательно срезающий зелёные листы с кочерыжки. Шумные капустницы – коллективная заготовка капусты на зиму – устраивались не только в деревенской местности, но и в небольших провинциальных городах.

– Таких дипломов как «Капустница» я знаю ещё только один за всю историю Академии художеств, – уточнила Галина Петровна. – Это же абсолютно зрелое произведение зрелого художника. Только дипломная картина Ильи Ефимовича Репина «Воскрешение дочери Иаира», написанная в 1871 году, в этом же ряду. Творение великого мастера, настоящая сенсация.

Ещё одна настоящая сенсация кисти 27-летнего Фешина расположилась слева от «Капустницы».

Натурщицу привёл в мастерскую Пётр Дмитриевич Бучкин. И, как планировал, сделал с неё этюд. Николай Иванович тоже решил воспользоваться случаем и написал «Даму в лиловом». Благородная сдержанность колорита и повышенная эмоциональность экспрессивного пастозного мазка, виртуознейшее владение линией – это уже потом искусствоведы станут объяснять успех ученической работы. А тогда её оценка – малая золотая медаль на выставке в Мюнхене и приобретение картины музеем Императорской Академии художеств.

– Это был просто студенческий этюд, – делилась ощущениями Тулузакова. – Эту женщину тогда написали несколько человек. И их работы сохранились. Хорошие, добротные работы. А эта работа сразу вышла за рамки студенческого этюда. И на крупнейшей выставке того времени в Мюнхене, где собирали со всей Европы и из России произведения самых крупных художников, разделяющих концепцию стиля модерн, работа никому не известного студента привлекла такое внимание, что Фешина начинают регулярно приглашать на выставки и в Европу, и в Америку. А Институт Карнеги ставил очень высокую планку, приглашая на выставки самых талантливых художников мира. И работы Николая Ивановича назад не возвращаются, их раскупают.

Светло-лиловое платье, серебристый фон, белый шарф, задумчивый профиль чуть смуглого лица, небрежность мягких каштановых волос, изящный изгиб руки, опирающейся о спинку стула… Фешина называют самым знаменитым русским импрессионистом. Созданные им портреты – почти всегда впечатления от момента.

Любимые цвета Николая Ивановича – серебристо-голубоватая дымчатость, обещание коричневого, сумасбродство рыжего, робость сиреневого и растерянность чёрного. Таковы у него и «Дама в лиловом», и «Портрет Елизаветы Феликсовны Ошустович», и «Портрет молодой женщины (Натальи Подбельской)», и «Портрет мадемуазель Китаевой», и «Портрет девушки с клетчатым платком»… Даже вождь мирового пролетариата у Фешина получился какой-то уж слишком импрессионистский. Написанный по заказу политотдела Красной армии, портрет Владимира Ильича Ленина вобрал в себя всю палитру любимых красок художника. Специалисты утверждают, что этот портрет Фешин написал по фотографии, но уж слишком живой получился персонаж: художник словно застал его за чтением, и Ленин, оторвавшись от бумаг, полуобернулся к неожиданно вошедшему в комнату посетителю. На этой выставке фешинский бесспорный шедевр непризнанной ленинианы – почти у самого выхода. Постарайтесь его не пропустить, когда будете бродить по залам.

– Возвращение некоторых произведений, которые были написаны здесь, произошло благодаря частному казанскому коллекционеру, – уточнила директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Розалия Нургалеева. – Да, они не в музее, но они в Казани – это тоже дорогого стоит. С огромной благодарностью я рада поприветствовать частного коллекционера, который остался инкогнито. Он мгновенно привёз эти работы, и они украсили залы. Одна девочка с красным бантом чего стоит!

А ещё Розалия Миргалимовна поделилась с собравшимися радостью создания уникального максимально полного каталога произведений живописца. Свод объединяет работы Фешина из коллекций 27 государственных музеев и более 12 частных собраний. Пока, правда, существует лишь цифровой вариант 460-страничного каталога, но есть надежда, что он выйдет и на бумажном носителе.

– Буквально через несколько дней после приезда в США, совершенно неожиданно Фешин встретился в нью-йоркском метро с Давидом Бурлюком, – продолжила рассказ Галина Тулузакова. – Они были знакомы со времён учёбы обоих в Казанской художественной школе: Бурлюк поступил в неё тремя годами позднее Фешина. Благодаря широким связям и знакомствам Бурлюка Фешин попал в эпицентр эмигрантской артистической жизни. И это было исключительно важно для застенчивого, замкнутого художника, каким был тогда Николай Иванович.

Первой работой в Америке, которая принесла Фешину успех, стал «Портрет художника Давида Давидовича Бурлюка», приехавший на эту выставку из собрания Государственного Русского музея. На вернисаже представлены и другие работы художника американского периода, в основном – графика.

– Фешин-график – явление не менее значимое, чем Фешин-живописец, – считает Галина Петровна. – Исключительное мастерство его угольных штудий обнажённой натуры и портретов выдерживает сопоставление со старыми мастерами.

Говорят, что, несмотря ни на что, он был счастлив в далёкой Америке. Но вот признание самого художника: «Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растёт вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве». Эти горькие строки он напишет в 1949 году, за шесть лет до смерти, в письме младшему брату.

Церемония открытия выставки была обставлена в изысканно-куртуазном стиле: скрипичная, виолончельная и фортепианная музыка звучала перед началом, струнный квартет услаждал слух во время знакомства с коллекцией и органные произведения зазвучали после того, как все семь залов были внимательнейшим образом изучены ценителями искусства. Прекрасное исполнение высокой классики молодыми ребятами мы оставим за рамками этих заметок.

Но насколько необходимо это было Фешину, у которого и так каждое полотно звучит своей собственной мелодией? Ещё Микеланджело Буонарроти сказал: «Хорошая живопись – это музыка». Нужно лишь прислушаться к палитре – то неистово буйствующей, кричащей, то сдержанно холодноватой, то чувственно-нежной.

– Фешин – это страсть. У него была любовь ко всему в мире через искусство, он любил всё, что можно было перевести в пластику, – заметила Галина Тулузакова.

И с этим, как говорится, невозможно было не согласиться.

Так что если вы захотите услышать музыку работ нашего земляка и ощутить себя причастным к чуду, имейте ввиду, что выставка «Николай Фешин. К 140-летию со дня рождения» будет открыта до 22 марта.


Зиновий Бельцев.

Последние новости

В России принят закон о запрете продажи газосодержащих товаров детям

Новый закон направлен на защиту несовершеннолетних от токсикомании.

Курс валют на 27 ноября: рубль ослабляет позиции

Банк России сообщил о курсе валют, который вступает в силу со среды.

Новые данные о вакцинации в России

74% россиян получили прививку, что является значительным достижением в борьбе с пандемией.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Архангельске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *