Креативно жить не запретишь

Опубликовано: 14.06.2019 12:59 Почему творческие индустрии в России пока вне закона     Можно бесконечно гордиться  культурным и историческим наследием, прилагать порой титанические усилия для его сохранения,

Опубликовано: 14.06.2019 12:59

Почему творческие индустрии в России пока вне закона

 

 

Можно бесконечно гордиться  культурным и историческим наследием, прилагать порой титанические усилия для его сохранения, но при этом оно может продолжать покрываться музейной пылью, оставаясь для всех обузой.

 

Увы, для нас это если не типичная, то довольно знакомая картина. Но пока в России продолжаются споры, возможна ли в принципе серьёзная экономическая отдача от деятельности музеев, европейская музейная практика показывает, что историко-культурное наследие  является важным ресурсом того сектора экономики, в основе которого лежат креативные, или творческие, индустрии. Креативность в данном случае предполагает не столько создание каких-то новых культурных продуктов, сколько оригинальную интерпретацию уже существующих. Европейский союз музейных организаций NEMO (the Network of European Museum Organisations) регулярно публикует обзоры наиболее успешных практик взаимодействия музеев с IT-компаниями, музыкальной и киноиндустрией, туристическим бизнесом и другими секторами креативной экономики.

 

 

Недавно в поле зрения экспертов NEMO попал и музей-заповедник «Остров-град Свияжск» – в связи с проводимой здесь ежегодно театральной лабораторией «Свияжск АРТель», которая, по мнению экспертов, помогает сформировать новый образ музея-заповедника – как места для экспериментов, творчества и свободы. Это само по себе создаёт опосредованный экономический эффект за счёт появления совершенно новых возможностей для интерпретации культурного наследия и увеличения в связи с этим туристического потока.

 

 

Афанасий ГНЕДОВСКИЙ,
исполнительный директор ИКОМ в России:

В российском законодательстве даже сам термин «креативные индустрии» до сих пор не определён, и нам только предстоит разработать законодательную базу в этой области.

А на днях в Свияжске прошёл международный семинар «Музеи и креативные индустрии», в работе которого наряду с экспертами  NEMO приняли участие представители российского музейного сообщества, чей опыт взаимодействия с креативными индустриями заслуживает самого пристального внимания. В их числе, например, центр городских практик «Дом Маклецкого» в Екатеринбурге. Сегодня это, по сути, пять музеев под одним брендом. Памятник архитектуры, который они занимают, в прошлом был доходным домом, а сегодня здесь реализуются самые различные проекты в сфере искусства, дизайна, экологии, образования и т.д. Ради этого сотрудники музея истории Екатеринбурга объединили свои усилия с художниками, представителями бизнеса, гражданскими активистами. К слову, ситуацию вокруг строительства храма в одном из скверов города, получившую громкий общественный резонанс, в «Доме Маклецкого» тоже пропустили через себя. «Свою задачу мы видели в том, чтобы перевести противостояние власти и горожан в конструктивное русло», – рассказал идейный вдохновитель этого проекта Сергей Каменский.

«Литературный ужин» — это ноу-хау Государственного музея истории российской литературы им. В. Даля, в состав которого входит более десяти мемориальных экспозиций, посвящённых в том числе Достоевскому, Чехову, поэтам Серебряного века и т.д.  И вот представьте: прежде чем вы окажетесь в окружении подлинных вещей и рукописей писателя, вам предложат его любимые блюда или угощения, навеянные сюжетами его литературных произведений. Конечно, можно по-разному относиться к столь необычному сочетанию экскурсии и званого ужина, но авторам и этого проекта нельзя отказать в креативности.

— Наши музеи только в начале этого пути, – говорит исполнительный директор Международного совета музеев (ИКОМ) в России Афанасий Гнедовский. –  В российском законодательстве даже сам термин «креативные индустрии» до сих пор не определён, и нам только предстоит разработать законодательную базу в этой области. В европейских странах этот процесс начался раньше, и, соответственно, там несколько иная ситуация. Я считаю, в этом есть и свои плюсы. Изучив их опыт, мы постараемся не совершать тех ошибок, которые, возможно, были у них.

 

– Тем не менее, по факту творческие индустрии сегодня создаются не только в Москве и Санкт-Петербурге. Какие из регионов, по вашему мнению, в этом смысле наиболее продвинутые?

– По регионам ситуация очень неровная. Бывает, что регион не отличается бурным экономическим развитием, но именно там вдруг начинает активно развиваться эта сфера. Причем в наших российских реалиях зачастую это связано именно с музеями. Потому что у них есть контент, наследие, на основе которого можно развивать творческие индустрии.  Но пока я бы не стал выделять какие-то конкретные регионы. Повторю: ситуация неровная. Но при этом можно совершенно чётко сказать, что Свияжск и Татарстан в целом, несомненно, среди лидеров этого процесса. Это в том числе связано с тем вниманием, которое руководство республики уделяет развитию культуры.

 

 Артём СИЛКИН,
директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск»:

Может случиться так, что музеи просто не успеют выучить тот язык, на котором говорит новое поколение, и между ними будет очень серьёзный разрыв, что приведёт к изменению самой сути музейной институции.  

На прошедшем семинаре функции  модератора взял на себя директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артём Силкин. «Так сложилось, что само понятие «креативные индустрии» в массовом сознании имеет несколько негативную коннотацию, как нечто пришедшее к нам с Запада, – отметил он в своём вступительном слове. – Но реальность такова, что креативный сектор экономики начинает играть всё более значимую роль. На сегодняшний день доля креативных индустрий в экономике Евросоюза составляет около 6 процентов, они также обеспечивают около 7 процентов рабочих мест. Если вдуматься, это огромные цифры».

В настоящее время Артём Силкин входит в рабочую группу «Музеи и креативные индустрии», которая создана при Европейском союзе музейных организаций, и неудивительно, что именно Свияжский музей выступил инициатором одноимённого семинара для российских коллег.

—  Эта тема актуальна не только для нашего музея, но и всего музейного сообщества, — говорит Артём Николаевич. — Очевидно, что технологическая революция, цифровая в том числе, идёт семимильными шагами. А музейный сектор, будучи традиционным по своей природе, не всегда за этой цифровой революцией успевает. Конечно, бывают исключения, но большинство музеев очень мало взаимодействуют с этим новым миром. Между тем как раз объединение с другими секторами креативных индустрий, как считают наши европейские коллеги, позволяет в этой новой жизни участвовать. Иначе может случиться так, что музеи просто не успеют выучить тот язык, на котором говорит новое поколение, и между ними будет очень серьёзный разрыв, что приведёт к изменению самой сути музейной институции.  

По словам Артёма Силкина, нынешняя встреча  в Свияжске — это как раз попытка проанализировать текущее состояние дел и понять, все ли возможности используются для того, чтобы работать с аудиторией и взаимодействовать с другими, не музейными секторами креативной экономики.

 

– Кто из ваших коллег в Татарстане проявляет к этому такой же интерес?

– Я думаю, что все заинтересованы. Но, как ни парадоксально, никакой статистики и анализа ситуации в нашей республике пока не ведётся. Поэтому говорить о том, у кого лучше получается, можно будет только после изучения этого вопроса. По крайней мере, я  хочу организовать подобные исследование среди татарстанских музеев, используя те методики, которые есть у наших зарубежных коллег.

 

– Артём Николаевич, на ваш взгляд, нет ли опасности  впасть в другую крайность и настолько «закреативить» музейное пространство, что это вытеснит из него какие-то привычные и важные вещи?

– Думаю, нет. Дискуссия об изменении, возможно, самого понятия музея идёт на уровне мирового сообщества. В сентябре в Киото состоится очередное большое собрание музейщиков мира  – XXV Генеральная конференция ИКОМ, и один из вопросов, который будет там обсуждаться, это выработка нового понятия «музей». Все понимают, что мир меняется, а значит, должны измениться и музеи. При этом какие-то базовые вещи должны сохраниться. Как я уже сказал, музейщики по натуре довольно консервативные люди, и я в том числе, поэтому, думаю, нам не грозит как-то чересчур «закреативиться».

В завершение хотелось бы напомнить, что в России уже давно идёт обсуждение проекта закона «О культуре», но именно сейчас, по словам Афанасия Гнедовского,  его концепция наконец приобрела  какие-то конкретные очертания.  И в рамках её обсуждения, во-первых, впервые  был озвучен сам термин «креативные индустрии», а, во-вторых, в проект закона «О культуре»  предложено внести моменты, связанные с необходимостью государственной поддержки этой сферы.

 

Последние новости

Проблемы с водоснабжением в крупных городах России

Города сталкиваются с серьезными вызовами в обеспечении населения водой

Сотрудничество между духовными семинариями Казани и Николо-Угрешска

Подписан договор о сотрудничестве между двумя духовными учебными заведениями.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Анжеро-Судженске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *