«Казанская осень»: симфоническое шоу на краешке лета
В двенадцатый раз на площади перед Дворцом земледельцев состоялся, ставший традиционным, Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень».
В двенадцатый раз на площади перед Дворцом земледельцев состоялся, ставший традиционным, Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень». За ярким шоу Государственного академического симфонического оркестра РТ следил культурный обозреватель «Казанского репортёра».
То ли погода в этот год располагала к прогулкам, то ли какие другие обстоятельства сподвигли людей оставить свои жилища, но совмещённый праздник – День Республики и День города – оказался чрезвычайно многолюдным, шумным и от того необычайно светлым и радостным. К вечеру на Кремлёвской набережной у сцены, на которую поднялся Государственный академический симфонический оркестр РТ во главе с художественным руководителем и главным дирижёром, народным артистом России и Татарстана, профессором Александром Сладковским, собралось немалое количество зрителей: по приблизительным подсчётам чуть более двадцати тысяч человек.
Впрочем, интерес к open-air, задуманному маэстро ещё до того, как он принял окончательное решение о переезде в Казань, всегда был чрезвычайно высок: уже в первый год он собрал около двадцати тысяч зрителей, пришедших послушать примадонну мировой оперной сцены Любовь Казарновскую и одного из самых ярких молодых теноров Европы итальянца Леонардо Громенья, в 2013 году, когда приезжал обладатель уникального глубокого баритона Дмитрий Хворостовский, на площадь перед Дворцом земледельцев пришло около двадцати двух тысяч человек, в 2014 году фестиваль собрал двадцать пять тысяч человек, пришедших насладиться мастерством немецкой оперной певицы – «королевы барокко» Симоны Кермес.
Разумеется, количество зрителей – это не единственное, чем впечатляет этот проект, реализующийся при поддержке президента РТ Рустама Минниханова и Министерства культуры Татарстана. Каждый год маэстро находит новые краски , чтобы «Казанская осень» стала не похожей на предыдущие годы: то оркестранты в напудренных париках исполняли барочную музыку, то дарили искромётные номера из классических венских оперетт, то насыщали вечер романтикой итальянских песен.
На сей раз Александру Сладковскому удалось пригласить звезду мировой оперной сцены Аиду Гарифуллину, чья востребованность в лучших театрах планеты нисколько не пострадала от вводимых санкций и антироссийских демаршей. У «певчей птички из Казани, у ног которой весь мир», как недавно окрестили Гарифуллину во время её выступления на Margaret Island Open-Air Stage в Будапеште, сейчас, например, готовятся к выпуску сразу две оперные премьеры – в миланском Teatro alla Scala и цюрихском Opernhaus Zürich. И, само собой, очередные спектакли в лондонском Covent Garden и берлинской Staatsoper Unter den Linden.
«Аида устраивает всех, какой бы национальности она ни была: помимо её ангельского голоса, поражает её внешность, больше похожая на модель, чем на лирическое сопрано», – констатирует американский журнал «Vanity Fair».
Но в плотном графике выступлений Аиды Гарифуллиной, буквально по часам расписанном до 2025 года, всегда находится место для гастрольных туров по России. И родная Казань, само собой, не забывается блистательной дивой.
XII Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень» открылся анонсом пятьдесят седьмого концертного сезона, обещающего яркие выступления Павла Милюкова и Евы Геворгян, Филиппа Копачевского и Дениса Мацуева, Артёма Дервоеда и Елены Ревич, Валерии Абрамовой и Александра Рамма… Видеоролик, демонстрировавшийся на заднике сценической площадки в режиме non-stop, настраивал нас на предстоящие встречи со старыми знакомыми, будил воображение, воскрешал в памяти былые концерты и, честно говоря, я пропустил тот момент, когда из-за кулис вышли музыканты.
Но вот уже все заняли свои места, маэстро Александр Сладковский буднично поднялся на подиум, еле заметно шевельнул дирижёрской палочкой и жаркий августовский воздух пронзили фанфары «Итальянского каприччио» Петра Ильича Чайковского. Из светлых аккордов медных вырастает лирическая мелодия струнных, она развивается, становится всё более взволнованной и вот уже образ бурного народного веселья, карнавальной праздничности заполняет всё пространство и мотивы сменяют друг друга, как в калейдоскопе.
Александр Сладковский расслабленно-спокоен, неспешен и даже несколько вальяжно-царственен в своих движениях. И послушный ему оркестр в который раз доказывает свой академизм, свои основательность, сдержанность и аккуратность, свойственные лишь лучшим мировым музыкальным коллективам. На экране появляются то гобоисты, то скрипачи, то виолончелисты, то альтисты, то ударники. И надо всем этим – ликующее, светлое, вдохновлённое лицо маэстро.
Но вот мощные аккорды обрывают каприччио, и зрители взрываются аплодисментами. Шоу под названием «Казанская осень» стартовало.
Продолжил праздничную программу «Испанский марш» австрийского композитора Иоганна Штрауса – намного более танцевальный, чем строевой или походный. Он стал связующим «мостиком» между оркестровой музыкой и вокальной. Ведь следом в афише значилась «Испанская песня» французского композитора Лео Делиба, более известная в России как болеро «Красавицы Кадикса».
Выйдя на сцену в белоснежном наряде, Аида Гарифуллина приветливо помахала собравшимся ручкой и игриво вступила:
Мы с боя быков возвращались,
Три девушки, трое парней.
Так было дивно на лужайке,
И мы плясали болеро
Под ритмы кастаньет.
Конечно же, пела она это на языке оригинала – на французском, как это и написал французский поэт Альфред де Мюссе. Но в «Казанскую осень» уже ворвалась ироническая нотка – вот вам Испания, как её увидели австрияк и французы и изобразили татарстанцы. Лёгкий юмор – тот, который принято называть английским, – изящно пронизал вечернее марево уходящего лета, задав лирико-ностальгическую с оттенком самоиронии атмосферу всего дальнейшего представления.
И даже «Славянский марш» Петра Ильича Чайковского нимало не выбился из этого настроения. В период сочинения марша композитор называет его «Сербо-русским маршем», используя три подлинных сербских народных темы и тему русского национального гимна «Боже, царя храни!». Было в трактовке Александра Сладковского что-то лукавое. Оркестранты словно подмигивали зрителям во время исполнения этого патриотического opus’а. И марш этот вдруг оказывался таким же не настоящим, как и «Испанский марш» Штрауса.
Государственный академический симфонический оркестр столь же блестяще исполнил и короткое, но очень выразительное интермеццо «Тюрьма. Путь в Гавр» из III действия оперы Джакомо Пуччини «Манон Леско», и лирическую сюиту из балета «Шурале» Фарида Яруллина, и праздничную увертюру «Нардуган» Эльмира Низамова, и зажигательную интермедию из сарсуэлы Гильермо Хименеса «Свадьба Луиса Алонсо»…
Аида Гарифуллина тоже пела много, пела в полную силу, пела искренне, стараясь доставить удовольствие своим землякам: ария Русалки из оперы Антонина Дворжака «Русалка», «Третья песня Эллен» Франца Шуберта, прославившаяся под названием «Ave Maria», «Сююмбике» Резеды Ахияровой, ария Елены из сарсуэлы «Севильский цирюльник» Гильермо Хименеса и Мануэля Ниэто, «Рассвет» Руджеро Леонкавалло, вальс Мюзетты из оперы Джакомо Пуччини «Богема», «Мне не забыть тебя» Эрнесто де Куртиса…
Каждый номер был особым сочетанием ясности и сладостности: голос дивы, лёгкий по тембру, но весомый по насыщенности, наполнял любую без исключения мелодию искромётной соблазнительностью. И мне вспоминались слова Пласидо Доминго, так точно охарактеризовавшего исполнительскую манеру этой обладательницы редкого колоратурного сопрано: «Голос, который обращается напрямую к тебе; чувствуешь музыкальность, обаяние артиста, погружаешься в непередаваемую атмосферу». Это действительно так. Голос Аиды Гарифуллиной обволакивает, обхватывает тебя, в полном смысле этого слова пленяет, манит волшебными переливами слушать, слушать, слушать. В этот миг хочется только одного, чтоб голос этот как можно дольше не умолкал.
– Для меня огромная радость сегодня петь для всех вас. Спасибо вам большое за то, что пришли на наш концерт. Я вас поздравляю с праздником – с Днём города и с Днём республики – желаю всем счастья и добра! – признавалась со сцены в своих чувствах Аида Эмилевна.
Феерия салюта над акваторией Казанки стала финальной точкой XII Международного оперного фестиваля под открытым небом «Казанская осень».
– Идея нашего фестиваля в том, чтобы люди, услышав классическую музыку, почувствовали себя объединёнными, – пояснил Александр Витальевич. – Так же, как это происходит в Латвии на Певческом поле, в Италии или в Берлине… Это наш подарок Казани и Татарстану. Любой оркестр, который представляет республику и страну, должен проводить концерт в таком формате, с бесплатным входом хотя бы раз в год. Я считаю, что это разумные траты, которые мы готовы делать.
Кстати, о тратах. Заслуженная артистка России и Татарстана, солистка Венской государственной оперы, блистательная певица, которую считают за честь принять лучшие мировые сцены Аида Гарифуллина получила за выступление один миллион рублей. А вот шестнадцатилетний Ваня Дмитриенко, чьё имя известно далеко не каждому россиянину, за своё выступление на противоположном берегу Казанки возле центра семьи «Казан» положил в карман около полутора миллионов рублей. Таковы оказались расценки на нынешнем культурном рынке. Как говаривал в таких случаях «великий комбинатор» и «идейный борец за денежные знаки»: «Скучно, девушки!»
Открытие сезона Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан ещё впереди. Только 24 сентября двумя произведениями Дмитрия Шостаковича – Концертом №1 для скрипки с оркестром ля минор, в котором будет солировать Павел Милюков, и Симфонией № 12 ре минор «1917 год» – официально начнёт отсчёт нового года прославленный коллектив. Хотя до этого он успеет сыграть на Международном фестивале «Звёзды на Байкале» в Иркутске, на Большом летнем фестивале «Сириус» в Сочи и на родной сцене фантастическую по составу программу «Музыка кино», где за дирижёрский пульт встанет один из лучших маэстро современной России дирижёр Большого театра Айрат Кашаев.
Зиновий Бельцев.
Последние новости
Россия анонсировала новую ракетную систему "Орешник"
Кремль подтвердил, что разработка ведется в условиях строгой секретности.
Новый посол России в США назначен
Россия продолжает укреплять свои дипломатические связи с Соединёнными Штатами
Новый посол России в США: Дарчиев на горизонте
Александр Дарчиев может занять важный пост в американской дипломатии.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований