29.11.2022

Иван Волков: «Провокационные детали в моих работах – не эпатаж, а реакция на то, что происходит вокруг»

Творчество одного из авторов казанской выставки Young Art — 29-летнего Ивана Волкова — кого-то ужасает, кого-то восхищает.

Коллаборация «БИЗONа» и 11.12 Gallery — выставка скептически настроенных московских художников

Творчество одного из  авторов казанской выставки Young Art — 29-летнего Ивана Волкова  — кого-то ужасает, кого-то восхищает. «Мне нравится исследовать сознание неустроенной прослойки общества, добавлять в  обыденность элемент чуда, делать привычное парадоксальным, изучать рамки дозволенности»,  — говорит автор, работы которого охотно покупают актеры Александр Паль и  Елизавета Янковская, директор музея «Гараж» Антон Белов, фронтмен группы «Звери» Роман Билык и  другие известные личности. О  картинах, которые исчезают, когда пригревает солнце, суши для Бабы-яги и  почему ночь  — благодатное время для подмены реальности, — в  интервью «БИЗНЕС Online».

Иван Волков:  «В  плане творчества у  меня все по-прежнему. Я  все также не  состою в  союзе художников, где юбиляров награждают дипломами» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я  намеренно выхожу за  рамки провокационных реалий»

—  Иван, 10  декабря вам исполнится 30  лет. Для вас это знаковая дата? Чувствуете какие-то изменения в  мироощущении?

—  Трудно сказать. Моя карьера в  последние годы пошла в  гору. Было много групповых выставок, в  этом году случилась первая персональная выставка на  «Винзаводе»  — самое памятное событие последних 5  лет. А  в  плане творчества у  меня все по-прежнему. Я  все также не  состою в  союзе художников, где юбиляров награждают дипломами.

—  Вы  потомственный художник и  скульптор. Ваш дед Андрей Волков создает из  металла оригинальные композиции с  растениями, людьми и  животными. Были  ли у  вас возможности и  желание выбрать другую профессию?

—  Видимо, нет ( смеется ). Я  рос в  мастерской дедушки в  Дракино. Он  постоянно брал меня на  выставки  — до  сих пор помню арт-Москву начала 2000-х и  тусовки со  знаменитостями. Потом были художественная школа и  Академия Строганова. На  подготовительных курсах я  вновь окунулся в  богемную атмосферу. Тогда это казалось мне чем-то невероятным, сейчас  — обыденным.

Кто такой Иван Волков?

Иван Волков —  российский художник, график и  скульптор.

После окончания художественной школы г.  Протвино обучался в  Московской государственной художественно-промышленной академии им.  Строганова на  отделениях монументальной скульптуры и  в  Институте современного искусства.

Автор персональной выставки «Собачья свадьба» GALLERY 11.12. (2022). Также выставлял свои работы в  Центральном доме художника (Москва), музее Стрит-арта (Санкт-Петербург), галерее «Виктория» (Самара), PlaxallGallery (Нью-Йорк). Принимал участие в  международных ярмарках современного искусства «1703» и  Арт-Москва» (Санкт-Петербург, Москва  — 2022). Живет и  работает в  Москве.

На  разных этапах жизни я  по-разному определял свое призвание. В  институте думал, что буду скульптором. Потом увидел, в  какой стагнации у  нас находится этот жанр, и  разочаровался. Сейчас больше рисую, пишу, хотя периодически делаю скульптуры, графику, ленд-арт.

«В  «БИЗОN» из  «Винзавода» приедут 5-6 моих, как я  считаю, лучших работ, но  в  целом я  не  люблю повторяться. Некоторые мои картины первыми увидят именно казанцы» Фото: «БИЗНЕС Online»

—  В  казанской галерее «БИЗОN» открылась выставка Young Art,  где вы  вместе с  другими молодыми московскими художниками представили свои работы. В  11.12 Gallery у  вас с  Кириллом Манчунским уже была экспозиция «Кетчуп и  майонез». Почему решили теперь пригласить в  проект еще и  Софью Кобозеву?

—  Я, Соня и  Кирилл  — три разных художника с  похожими взглядами на  мир. Соня виртуозно подменяет реальности (что мне тоже близко), микширует светлые и  темные краски, располагает тела на  приглушенном фоне. У  Кирилла потрясающее чувство юмора  — это видно по  его вышивкам.

В  «БИЗОN» из  «Винзавода» приедут 5-6 моих, как я  считаю, лучших работ, но  в  целом я  не  люблю повторяться. Некоторые мои картины первыми увидят именно казанцы.

—  Вы  — самобытный и  провокационный художник даже по  современным меркам. Как думаете, готова  ли казанская публика к  вашим экспериментам?

—  Я  не  был в  Казани и  мало знаю о  городе. Но  на  фотографиях видел монументальные здания, красивые пейзажи и  буду очень рад представить здесь свои работы. Интуитивно старался выбрать подходящие экспонаты, но  последнее слово было за  кураторами  — полностью им  доверяю. Знаю, что в  городе есть адепты современного искусства  — продвинутая молодежь и  передовое старшее поколение. Но  я  привык к  осуждающим комментариям и  претензиям. Да, у  меня есть полотна, которые кажутся обывателям вызывающими. Но  я  работаю с  этой темой и  намеренно выхожу за  рамки провокационных реалий.

В  творчестве для меня важно лишь мнение родственников, друзей и  коллег. Сегодня многие ребята работают в  одинаковых медиумах и  затрагивают похожие темы. Мы  вдохновляем друг друга и  поддерживаем. Больше в  России это делать некому, поэтому черпаем энергию из  коллектива. В  Москве с  ребятами снимали мастерскую на  четверых  — творили, думали, обсуждали последние события.

«У меня есть полотна, которые кажутся обывателям вызывающими. Но  я  работаю с  этой темой и  намеренно выхожу за  рамки провокационных реалий» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мне нравится добавлять в  обыденность элемент чуда, делать привычное парадоксальным»

—  У  любого художника есть свои поклонники и  оппоненты. Кто ваш постоянный зритель?

—  Иногда получаю изящные комплименты от  дам за  50. Но, в  основном, это молодежь. У  меня много поклонников-ровесников в  родном городе Протвино. Но  и  старших людей, которым не  близко мое творчество, я  понимаю. Они жили другой жизнью, в  других условиях. Приятно, что мои работы покупают актеры Александр Паль и  Елизавета Янковская, директор музея «Гараж» Антон Белов, фронтмен группы «Звери» Роман Билык. После продажи всегда прошу фотоотчет  — интересно узнать, как картина или графическая миниатюра вписались в  интерьер.

—  Как в  принципе сформировалась ваша нетривиальная эстетика?

—  Под влиянием действительности. Я  выступаю проводником ( между реальностью и  зрителем   — прим. ред .), словно губка впитываю сюжеты и  выплескиваю их  на  холст. Мне нравится исследовать сознание неустроенной прослойки общества, добавлять в  обыденность элемент чуда, делать привычное парадоксальным, изучать рамки дозволенности. Провокационные детали в  моих работах  — не  эпатаж, а  лишь реакция на  то, что происходит вокруг. Весной мне было особенно сложно и  возникла картина «Трясина». Но  я  продолжаю писать, лепить, выжигать; вдохновляюсь новыми местами. Недавно рисовал котиков.

—  Порой ваши работы столь  же провокационны, сколь и  реалистичны. Например, приехавшая в  «БИЗОN» миниатюра «Лошадки идут на  …», где накрашенные самочки в  платьях отправляются на  охоту. Такими вы  видите современных девушек?

—  Не  всех, конечно. Это «фофан» ( в  перен. зн. « карточная игра, сходная с  игрой в  дурака»   — прим. ред. ). Я  не  хотел обидеть никого из  девушек. Здесь тоже есть подмена действительности  — ситуация вымышленная, но  может случиться в  реальной жизни.

«Порой хочется остановиться и  запечатлеть «мираж». Так я  нарисовал ночной «Макдональдс» (тогда он  уже уходил из  России) и  KFC с  горящей курочкой (который в  итоге остался)» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ночь  — благодатное время для подмены реальности»

—  Вы  любите изображать темные пейзажи, превращая в  объекты  искусства обыденные вещи  — автомойку или ларек с  курами-гриль.

—  Да, после 21.00 я  много гуляю пешком, делаю фотографии и  потом с  них рисую. Серия, которая будет на  выставке, посвящена московским окраинам. Это мое видение ночного города, возможно, зритель увидит что-то интересное для себя. Я  намеренно писал Бутово и  Гольяново, а  не  Красную площадь  — они могут быть ближе народу. Вообще я  серьезно отношусь к  «темным» пейзажам. Люблю свою безымянную работу, где дьяволенок идет по  московскому тоннелю. Надеюсь, гости «БИЗОNа» ее  тоже оценят.

Порой хочется остановиться и  запечатлеть «мираж». Так я  нарисовал ночной «Макдональдс» (тогда он  уже уходил из  России) и  KFC с  горящей курочкой (который в  итоге остался). Из  шуточных зарисовок одна из  лучших  — «Суши для Бабы-яги». Я  подумал, что Яга, как и  любая девушка любит заказывать еду домой, и  совместил реальность с  русским фольклором.

—  Один из  ваших самых поэтичных ночных циклов посвящен искусству любви. Мы  увидим мерцающие светила,  ловца звезд, танцующую пару… Все  же в  вашей эстетике есть место прекрасному?

—  Конечно. Но  вот реально  ли оно? Ночь в  целом благодатное время для подмены реальности. Все мы  (и  я  тоже) так делаем, сознательно или на  автомате. Эту серию я  создал летом для персональной выставки «Собачья свадьба» в  11.12 Gallery. Она мне очень нравится, поэтому и  привез ее  в  Казань. Я  взял необрезанные доски, обжег их, состыковал и  вырезал контрастные сценки. Особенно удачны «Звездное небо» и  «Одинокий жених в  виде собаки».

«Из  шуточных зарисовок одна из  лучших  — «Суши для Бабы-яги». Я  подумал, что Яга, как и  любая девушка любит заказывать еду домой, и  совместил реальность с  русским фольклором» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я  не  привязан по  жизни к  определенному месту»

—  Как художник вы  прославились также и  своими масштабными арт-объектами на  снегу. Что вдохновляет вас на  этот редкий вид искусства?

—  Снежные работы я  отношу к  ленд-арту. Делал их, в  основном, в  Протвино  — последние четыре зимы позволяли. Однажды в  YouTube увидел, как перед своей смертью художник Паша 183 ( Павел Александрович Пухов   — прим. ред.) нарисовал баллончиком пару картин на  снегу. Я  усовершенствовал его технику и  встроил в  свою эстетику  — пишу и  провокационные изображения (полуобнаженная женщина), и  вполне целомудренные (дремлющий розовый мишка). Скоро планирую выехать туда, где есть снег и  продолжить.

—  Вам не  жаль весной расставаться со  снежными работами? Ведь они таят…

—  Я  изначально это понимал. Поэтому просто наслаждаюсь процессом и  бережно храню фотографии.

—  У  вас уже есть опыт выставок за  рубежом  — ваши картины побывали в  галереях Берлина и  Нью-Йорка. Какие ощущения испытали в  сравнении с  российскими проектами?

—  Я  даже жил какое-то время в  Нью-Йорке в  резиденции. Очень впечатлился. Публика там более подготовленная, понимающая, и  творческие эксперименты не  вызывают негативного резонанса. Я  видел в  Нью-Йорке очень провокационные работы, и  их  воспринимали нормально. Художнику в  принципе полезно выставляться за  рубежом, бывать в  резиденциях. Из  России это не  всегда просто осуществить, но  я  продолжаю отправлять свои картины на  open call. Перед началом последних событий звали в  Швейцарию на  групповую выставку, но  потом передумали. Некоторые мои коллеги и  сейчас выставляются за  границей. Меня пока больше никуда не  приглашали, но  я  работаю над этим. Я  не  привязан по  жизни к  определенному месту и  хочу побывать везде.

«В  целом мне нравится, как развивается современное искусство. Пусть оно будет максимально разнообразным» Фото: «БИЗНЕС Online»

—  Ваши работы очень индивидуальны и  узнаваемы. А  есть  ли у  вас какие-то ориентиры в  творчестве, любимые художники?                  

—  Русских мастеров называть не  буду, чтобы никого не  обидеть. Из  зарубежных нравится Георг Базелиц. Мой институтский кумир  — Энтони Гормли, в  плане скульптуры я  часто на  него ориентировался. В  целом мне нравится, как развивается современное искусство. Пусть оно будет максимально разнообразным.

Анастасия Попова

Последние новости

Для МСЧ КФУ в Казани приобретут цифровой рентген-аппарат за ₽31 млн

Подрядчик должен будет обучить сотрудников работе с устройством. Медико-санитарная часть КФУ получит новое оборудование.

Олег Коробченко встретился с делегацией из Китая

Делегацию возглавил заместитель губернатора Народного Правительства провинции Аньхой г-н Сунь Юн.

В Татарстане открылся завод по производству лифтов

На площадке промышленного парка «Зеленодольск» прошло торжественное открытие завода по производству лифтового оборудования ООО «Татлифт».

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *