Импровизация на музейную тему

    Исполнилось десять лет Казанскому дому-музею Василия Аксёнова, или просто – Дому Аксёнова, как обычно его называют.

 

 

Исполнилось десять лет Казанскому дому-музею Василия Аксёнова, или просто – Дому Аксёнова, как обычно его называют.

 

Возможно, это не повод для каких-то пышных торжеств, которые в любом случае смотрелись бы в этих стенах немного странно, но всё, что происходило здесь в «юбилейном» ноябре, хочется назвать высоким слогом – приношением. Приношением духу этого гостеприимного казанского дома, бывшего на своём веку и частью дворянской усадьбы, и густонаселённой советской коммуналкой.

Естественно, были и подарки, и приятные сюрпризы. Буквально на днях мемориальная коллекция дома-музея пополнилась двумя экспонатами. Оба связаны с именем отца писателя, бывшего председателя исполкома Казанского горсовета Павла Васильевича Аксёнова. Это – настольная лампа, которой он пользовался, и пишущая машинка «Москва», на которой в своё время печатались воспоминания Аксёнова-старшего о пребывании в сталинских лагерях. Впервые эти мемуары были опубликованы в 1990-х годах на страницах журнала «Казань». А передал музею мемориальные предметы его главный редактор Юрий Балашов во время презентации свежего номера журнала, которая по традиции проходила в Доме Аксёнова.

По словам Балашова, оба артефакта ранее хранились в казанской семье Сальтиных, с которой после возвращения из лагерей породнился Павел Васильевич Аксёнов. Надежда Андреевна Сальтина, известный журналист, многие годы сотрудничала с журналом «Казань». Предметы, связанные с историей семьи Аксёновых, передали в редакцию её дочери.

«У нас уже есть пишущая машинка Василия Павловича, а теперь вот и эта, принадлежавшая Павлу Васильевичу, займёт почётное место в нашей коллекции», – сказала, принимая дары по случаю десятилетия дома-музея, его бессменный директор Ирина Аксёнова.

«Десять лет – это, конечно, очень условно. По моим ощущениям, прошло гораздо больше времени, учитывая, что мы начинали практически с нуля и сколько всего вместили эти годы. И не только в системе координат этого конкретного дома», – призналась Ирина Александровна в начале нашей импровизированной беседы.

Первый вопрос, который почти всегда ей задают при знакомстве, – не родственница ли она Василия Аксёнова? А ответ «нет» многих не столько разочаровывает, сколько ещё больше интригует – случайны ли такие совпадения? Может, когда-то они и были просто однофамильцами, но сейчас, спустя десять лет жизни в ауре аксёновского творчества и судьбы, безусловно, их связывает гораздо больше, чем одна фамилия.

 

 Ирина АКСЁНОВА,
директор музея:

Разрабатывая концепцию Дома Аксёнова, мы прежде всего держали в уме слова самого Василия Павловича, который не раз признавался, что хотел бы видеть в Казани место, где можно выпить чашечку кофе, встретиться с единомышленниками и послушать джаз.

– Впервые вы оказались в этом доме в качестве архитектора, автора проекта его реставрации. Предполагали ли вы тогда, что задержитесь здесь так надол­го?

– Конечно, нет. Тем более что это не единственный мой реализованный проект литературно-мемориального музея. До этого были Каюм Насыри, Гаяз Исхаки, отчасти музей Боратынского… И принцип везде один – объём через содержание. Каждое здание – это портрет в том числе тех, кто здесь жил. И, занимаясь музеем Каюма Насыри, например, я точно так же увлеклась его творчеством, как и в случае с Аксёновым.

 

– То есть Аксёнова-писателя вы тоже открыли для себя через архитектуру?

– Я и раньше читала его книги, но не могу сказать, что он был моим кумиром. А по мере того как вникаешь в обстоятельства жизни, подо­плёку событий, меняется и отношение к творчеству, многое становится более понятным. К тому же, ранний и зрелый Аксёнов – это очень разные авторы.

 

– Но ведь с этим домом связано много интересного и помимо Аксёнова. Например, есть версия, что здесь жила Гала, Елена Дьяконова – муза Сальвадора Дали. Или это всё-таки легенда?

– Скорее всего, легенда. Но и эту версию мы не отбрасываем, потому что Гала действительно какое-то время жила в Казани, хотя попытки найти подтверждение этому в архивах пока не увенчались успехом. Зато доподлинно известно, что в этом доме до замужества жила Александра Андреевна Апехтина-Фукс, хозяйка известного в Казани литературного салона. И мы не исключаем, что эту «салонную» традицию она наследовала от родительского дома.

Разрабатывая концепцию Дома Аксёнова, мы прежде всего держали в уме слова самого Василия Павловича, который не раз признавался, что хотел бы видеть в Казани место, где можно выпить чашечку кофе, встретиться с единомышленниками и послушать джаз. И то, что его мечта воплотилась, на мой взгляд, это самое важное, что нам удалось. В то же время, зная особенности аксёновской натуры, а именно его любовь к импровизации, я понимаю, что это только начало. Впереди у нас не просто новые проекты, а следующий и тоже непростой этап по строительству того, что я называю живым музеем. Чтобы люди, приходя к нам, не просто заполняли какую-то паузу в своей жизни, но и ощущали некий импульс – творческий, интригующий, развивающий.

 

– Означает ли это, что мемориальная составляющая музея постепенно будет уходить на второй план?

– Нет, мемориальная часть никуда не уходит, потому что это суть музея. Но сегодня отношение к нему меняется, и просто набор экспонатов – это уже скучно. Должен быть стержень, а формат работы может меняться. Это как позвоночник. Он есть у всех, а характеры у людей разные.

 

– У вас уже сложились свои традиции, среди них – литературная среда, джазовый четверг, ежегодный «Аксёнов-фест»… Можете продолжить этот ряд?

– Сейчас мы запустили новый проект под названием «Воскресенье – детский день». К нам приходят разного возраста детишки и через приобщение к музыке, литературе, театру целенаправленно учатся говорить, думать, чувствовать… И это направление нам представляется очень перспективным. Потому что если говорить о будущем Дома Аксёнова, то прежде всего хотелось бы видеть здесь больше молодёжи.

Все мои пожелания музею – как живому существу. Безусловно, мне хочется, чтобы он развивался, в чём-то менялся, но самое важное – чтобы он сохранил свою живую, творческую сущность.

 

Фото: kzn.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Выпуск: №179 (28753)


Последние новости

Церемония награждения победителей конкурса «Врач года - Ак чэчэклэр - 2024»

Сегодня в «Казань Экспо» прошла церемония награждения победителей конкурса «Врач года - Ак чэчэклэр».

«Представьте, Мариуполь только что освобожденный, а нужно решать задачу»: как прошла «Ак чэчэклэр – 2024»

Врач года — кардиолог Зульфия Ким, а за самоотверженность отмечен военврач Рафаэль Габдрахманов «Это каноны военно-полевой хирургии, когда нужно спасать легкораненого,

Видеоприем сотрудников органов местного самоуправления

Под руководством заместителя министра Мухарряма Ибятова состоялся видеоприем сотрудников органов местного самоуправления на тему «Правовые вопросы реализации административного законодательства должностными лицами органов

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *