Хранитель органа в зале «Зарядье»: «Слышала много интересной, свежей татарской музыки»
«В искусстве ничего не должно застывать: если ты остановился — значит, умер», — уверена именитая органистка из Казани Лада Лабзина.
«В искусстве ничего не должно застывать: если ты остановился — значит, умер», — уверена именитая органистка из Казани Лада Лабзина. Сегодня она празднует свою круглую дату, а в воскресенье (9 октября) отметит ее большим концертом в ГБКЗ им. Сайдашева, где 25 лет выступала и 10 трудилась концертным менеджером параллельно с гастролями и работой в Казанской консерватории. Но сегодня артистка прибудет в родной город в ином статусе — главного органиста и хранителя органа московского концертного зала «Зарядье». В интервью «БИЗНЕС Online» Лабзина рассказала о том, как строила в Москве современный орган-компьютер, зачем сочетает церковный инструмент с джазом и роком и где в столице РТ можно воплощать новые креативные музпроекты.
Лада Лабзина: «Инструмент в зале «Зарядье» объединил исторические традиции органостроения с современными технологиями» Фото: Алексей Белкин
«Органисту очень важно построить свой орган»— Лада, давайте объясним для начала нашим читателям, чем занимается хранитель органа концертного зала «Зарядье»?
— Охраняет орган. ( Смеется. ) Хранитель музея бережет уже завершенные картины или скульптуры, а хранитель органа еще и оживляет инструмент. Я обыгрываю его на репетициях, провожу концерты и органные экскурсии, взаимодействую с музыкантами и мастерами, которые настраивают и ремонтируют инструмент — все, что ему нужно, стараюсь обеспечить. Иногда просто дотрагиваюсь и слушаю, как звучит каждый регистр. Вы верно заметили, я не только артист, но и менеджер, организатор, координатор. Благо этот опыт приобрела еще в Казани.
— Как появилось предложение от «Зарядья» и идея о переезде в Москву?
— В 2019 году меня пригласили работать в «Зарядье». Мне предложили поучаствовать в постройке органа французской компании Muhleisen. Я тогда была в отпуске и решилась попробовать. По окончании сезона из Страсбурга в Москву приехали фуры с частями инструмента. Все фойе первого этажа зала «Зарядье» было в трубах, коробках, консолях. Для органа в зале архитекторы спроектировали специальную органную нишу. При сборке инструмента мастера заполнили ее металлическим каркасом, моторами, воздуховодами, мехами, игровой механикой и трубами.
Кто такая Лада Лабзина?Лада Лабзина — российская органистка, концертный менеджер и педагог. Заслуженная артистка РТ.
Родилась в Казани. Обучалась в Казанской государственной консерватории по классу фортепиано (у проф. Эльфии Бурнашевой) органа (у проф. Рубина Абдуллина) и импровизации (проф. Олег Янченко). Прошла стажировку в Летней академии органистов в Хаарлеме и в Высшей школе музыки во Фрайбурге.
С 1998 по 2015 год преподавала в Казанской консерватории на кафедре органа и клавесина. В 2009–2019 годах вела орган в Казанском музыкальном колледже, а также работала замдиректора по концертной деятельности ГБКЗ им. Сайдашева и руководила духовным фестивалем «Музыка веры». С 2019 года — главный органист и хранитель органа Московского концертного зала «Зарядье».
Регулярно выступает в Москве, Петербурге и Казани, а также в органных залах Калининграда, Иркутска и других городов России. Гастролировала в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Польше, Норвегии, Армении, Украине, Грузии, Азербайджане и Казахстане. Репертуар артистки включает сочинения XVII–XXI веков — сольные и ансамблевые композиции, хоровые и симфонические опусы с участием органа, джазовые пьесы, импровизации и собственные транскрипции для органа.
Сотрудничала с Государственным симфоническим оркестром и Государственным камерным хором РТ, симфоническим оркестром Академической капеллы Санкт-Петербурга, новосибирским ансамблем ранней музыки Insula Magica и другими коллективами. Выступала в ансамбле с Александром Князевым, Александрой Саульской-Шулятьевой, Денисом Шаповаловым и другими известными музыкантами.
Лабзина — лауреат II Всероссийского конкурса органистов в Казани (1991), победитель Международного конкурса им. Листа в номинации «импровизация» (1999), лауреат I премии II Международного конкурса органистов им. Таривердиева (2001), дипломант Международного конкурса органистов в Каруже (1994).
Полгода французские органные мастера при содействии органной службы зала «Зарядье» интонировали каждую из 5878 труб (на фасаде вы видите только 135), а 29 февраля 2020 года прошла инаугурация. 24 органиста — 12 российских и 12 зарубежных — при эксклюзивной режиссуре Даниэля Финци Паска сутки обыгрывали инструмент без перерыва. Благодаря этому торжеству, наш орган услышало множество зрителей.
— Трудно ли было адаптироваться к новым обязанностям и столичному ритму жизни?
— А вы как думаете? Мне было 52 года, и в Казани прошла вся моя жизнь — я работала заместителем директора по концертной работе ГБКЗ им. Сайдашева, преподавала в консерватории и музыкальном колледже, много выступала. Было непросто решиться и сразу взаимодействовать с новыми людьми. Но риск оправдался. Наверно органисту очень важно построить свой орган, дом, в котором живут тысячи труб. И у меня появилась в жизни такая уникальная возможность. Многие артисты не знают, как рождается инструмент, я же видела, как его собирали, слышала первые робкие (фальшивые) звуки — словом, вошла в процесс изнутри. Поэтому сразу после открытия стала вести органные экскурсии. В публичном пространстве меня называют главным органистом и хранителем органа.
— В чем уникальность вашего нынешнего «подопечного» — органа в «Зарядье»?
— В послевоенное время в СССР возник тренд на установку духовых органов в залах филармонии. В основном, ставили инструменты социалистического лагеря (немецкие и чехословацкие), органов из капиталистических стран почти не было. В Большом зале Московской консерватории стоит старинный французский инструмент Cavaille-Coll, но это историческая ценность. Ощущения, будто играешь на музейном экспонате.
После распада СССР, в результате реставрации зала консерватории, в ГБКЗ им. Сайдашева 25 лет назад приехал орган из Нидерландов (Flentrop), а его предшественника-чеха отправили в Набережные Челны. Кстати, казанский орган — один из лучших органов России и обладает своей уникальной звуковой палитрой. Сегодня в России много немецких и чешских инструментов, но голландские и французские — редкость (кроме консерваторского раритета в Москве выделю орган фирмы Kern в Мариинском театре). Это совсем другая порода и другой звук.
Инструмент в зале «Зарядье» объединил исторические традиции органостроения с современными технологиями. Игровые консоли органа снабжены компьютерами с большой памятью и всевозможными опциями: они способны записывать звук, задерживать тоны и программировать модули, что позволяет делать интересные вещи, особенно при импровизации и исполнении современной музыки. Его возможности эксклюзивны не только для России. Я демонстрирую их на органной экскурсии.
— Какая «фишка» инструмента ваша любимая?
— Заранее программировать определенные интервалы — одна клавиша может воспроизводить до 20 тонов. Это колоссальное расширение звуковых ресурсов. А вообще орган — инструмент больших возможностей. В руках солиста находятся хор, симфонический и джазовый оркестр. Некоторые тембры называются как инструменты симфонического оркестра — флейта, гобой, труба, тромбон… Эту палитру красок органист, обладая объемным колористическим и полифоническим слухом, смешивает.
Мне нравится богатая французская стилистика органа «Зарядье». Здесь четыре ручные клавиатуры и клавиатура для ног, что позволяет играть любую музыку. На нем хорошо звучат и Бах, и романтики, а сам инструмент чудно вписался в акустику зала. Сначала я беспокоилась: снаружи «Зарядье» — ультрасовременная, металлостеклянная конструкция. Но внутри дерево нескольких пород, поэтому звук дышит, резонирует и летит.
— Орган «Зарядья» также привлекает мощной фактурой. Наверное, один из самых крупных в России?
— Он не маленький, но и не самый большой. В американском спортивно-культурном центре «Атлантик-сити» есть гигант, в котором 33 тысячи труб, он сопровождает спортивные и общественные мероприятия. А количество регистров нашего инструмента (их 85) рассчитано на объем зала. Инструмент звучит как хороший симфонический оркестр с обилием тембровых красок и тонкостей, с огромной динамической амплитудой звучания, от пианиссимо до мощнейшего фортиссимо.
«Снаружи «Зарядье» — ультрасовременная, металлостеклянная конструкция. Но внутри дерево нескольких пород, поэтому звук дышит, резонирует и летит» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Орган — крайне демократичный инструмент»— Есть ощущение, что органная музыка сегодня доступна лишь элитарному зрителю. В органном репертуаре почти нет «попсовых» сочинений. Чем органист может привлечь широкую публику?
— Очень многим. И в целом я с вами не согласна. В Москве масса органных площадок. Например, собор на Малой Грузинской, где при полном скоплении собираются 700-800 человек. Сначала там был электронный американский орган, затем установили четырехмануальный second hand швейцарской фирмы Kuhn. Фонд «Искусство добра» трижды в неделю проводит в соборе концерты, и во многих из них участвует орган — звучит сольно, с хором, в ансамбле, сопровождает театрально-драматические представления. Я сама там играю и часто вижу полный зал. На Китай-Городе в Москве есть лютеранский собор Петра и Павла, где базируется романтический орган конца XIX века. Там проходит 3-4 концерта в неделю. Есть церковь имени Людовика и многие другие. Настоящие духовые органы, а также множество электронных инструментов установлено в музыкальных школах Москвы и Московской области (например, духовой орган в Хоровой школе в Дубне).
Вообще орган — крайне демократичный инструмент, он же обслуживает церковную службу. После воскресной мессы часто бывают музыкальные вечера. Церкви используются как концертные залы, а органист может быть активным менеджером. Тот же Бах в Лейпциге не только работал кантором, гонялся за фаготистами и писал кляузы, но и организовывал премьеры кантат как мюзик-директор. Его музыка тоже демократична — в любом сочинении, даже светском, можно раскопать немецкую Lied. Первый возглас-мордент знаменитой Токкаты ре минор написан на хорал «Приди, язычников спаситель», потом данный мотив становится квинтэссенцией фуги. В Европе знают эти темы на зубок, но даже если не их знать, они своей гениальной простотой проникают в клетки человеческого организма. В них есть высшая гармония, поэтому люди с удовольствием слушают органные опусы. В пандемию даже при 25-50 процентной заполняемости зала на моих концертах была публика, а на июньском вечере был аншлаг.
— В Казани, на вашей памяти, интерес к органной музыке тоже высокий?
— В Государственном большом концертном зале им. Сайдашева, где я играю на органе 25 лет и более 10 лет работала менеджером, орган звучит часто. В 1997 году участвовала в его инаугурации. А в 2004-м появился абонемент «Органное королевство», и уже 19-й сезон радует своих зрителей. Тематические концерты проходят по воскресеньям, иногда дважды в день, так как пользуются популярностью среди широкой публики. Абонемент ориентирован на синтез жанров — мы используем и киноискусство, и живопись, и хореографию, и слово, и песочную анимацию. Наши концерты любят дети, многие из них выросли на органной музыке. Я развиваюсь вместе с публикой и придумываю новые темы.
В этом сезоне акцент будет, в частности, на авторскую импровизацию и транскрипцию — 6 ноября мы будем играть под мультфильм «Заколдованный мальчик». 6 января покажем повесть «Маленький принц» с песочной анимацией, музыкой Баха и Таривердиева. Весенние концерты традиционно отдадим Баху. В этом году мы подберем к нему «код доступа»: расшифруем нотами фамилию BACH и раскроем космическую гармонию его музыки. Я очень рада, что абонемент живет, на наши концерты люди ходят семьями, задают интересные вопросы, с некоторыми я даже переписываюсь и понимаю, что труды не проходят даром.
— Свою круглую дату вы отмечаете 9 октября концертом в родном концертном зале им. Сайдашева.
— На юбилее всегда хочется показать, чего ты достиг, какой репертуар освоил, как творчески развивался. С праздником меня поздравят Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуша Таминдарова, камерный оркестр центра Софии Губайдулиной под руководством Анны Гулишамбаровой и великолепные солисты — Яна Деликатная (труба) и Андрей Каминский (виолончель). Первое отделение концерта выстроено как Рождественская месса, ведь день рождения — Рождество для каждого из нас. Орган традиционно считают церковным инструментом, но мы покажем его, в частности, с неожиданной стороны.
— Я знаю, что вы поклонница камерного оркестра центра Софии Губайдулиной.
— С этим оркестром я тоже часто выступала и работала как менеджер. Он «маленький, да удаленький», очень мобильный, с интересным составом (не только струнные, как в камерном коллективе, но и «дерево» с медью). Это мини-симфонический оркестр, который многое может, делает интересные аранжировки. Во-многом, это заслуга руководителя, ведь от него зависит репертуар, и даже реакция публики. Повторюсь, я за то чтобы в нашем саду расцветали разные Fiori musicale (цветы музыкальные) — большие и роскошные, маленькие и нежные.
— Если продолжить тему музыкальной жизни Казани, как вы оцениваете уровень местных оркестров? Прежде всего ГАСО РТ Александра Сладковского, который на днях открыл новый сезон в Москве?
— С ГАСО РТ я выступаю с 1998 года, как только стала солисткой филармонии. Это коллектив с большой историей. При Сладковском он, безусловно, расцвел и окреп: дисциплина, качество исполнения, отношение музыкантов к работе — все вышло на другой уровень. Оркестр часто гастролирует в Москве, а значит, набирает впечатления, развивает коммуникацию, заново проживает знакомую музыку, познает разную публику. В новых акустических условиях коллектив шлифуется, расширяет свои возможности и репертуар — недавно ГАСО РТ записал все симфонии Шостаковича, проследив эволюцию жанра в творчестве нашего классика. Если оркестр владеет такими полотнами, это говорит о его статусе. Я очень рада за Александра Витальевича и его подопечных.
«В искусстве ничего не должно застывать: если ты остановился — значит, умер. Репертуар должен отвечать запросам времени. У нас много молодых талантов, например Эльмир Низамов, чью «Черную палату я очень люблю» Фото: «БИЗНЕС Online»
«В искусстве ничего не должно застывать: если ты остановился — значит, умер»— В последние годы часто критикуют Татарский оперный театр им. Джалиля, которым уже больше 40 лет руководит Рауфаль Мухаметзянов. Там до сих пор нет своей оперной труппы, а репертуар, по сути, ограничен вечной и хорошо продаваемой публике классикой. По-вашему, пора ли что-то менять?
— Сложный вопрос. Рауфаль Сабирович — легендарная личность на культурном поле Татарстана и площади Свободы, где базируется театр Джалиля. То, что он в сложные годы сохранил традиции театра, проводил фестивали Шаляпина и Нуриева, до пандемии вывозил оперу и балет на зарубежные гастроли, дорогого стоит. Мухаметзянов придумал необычную концепцию: он не держит своих солистов в ТГАТОиБ, а приглашает певцов со всей России и не только.
При этом, конечно, концепцию театра нужно обновлять и трансформировать. Да, публике нравятся спектакли, идущие в ТГАТОиБ, и это заслуга Рауфаля Сабировича. Но сейчас, когда нет зарубежных гастролей, и в целом меняется мир, нужен свежий ветер. Хотя бы 20 процентов неожиданного, креативного репертуара. Или почему шедевральный балет «Шурале» Фарида Яруллина на казанской сцене показывают гораздо реже, чем в Мариинском театре? Хочешь сходить на любимый спектакль, а возможности нет. Хотелось бы видеть детский репертуар, активную просветительскую работу, симфонические и даже фортепианные концерты. Можно совместно с консерваторией организовать оперную студию для студентов и аспирантов. Привлечь новых менеджеров для инициации интересных проектов, представить более широкую палитру, конечно, сохранив классическую базу.
В искусстве ничего не должно застывать, если ты остановился — значит умер. Репертуар должен отвечать запросам времени. У нас много молодых талантов, например Эльмир Низамов, чью «Черную палату я очень люблю. И конечно, ТГАТОиБ нужна оперная труппа, крепкая певческая база. Почему бы не основать вокальную студию, как это сделал Большой театр? Пригласить хороших педагогов, работать не только с итальянским, немецким и русским языком, но и с татарским.
— Недавно в «Зарядье» в формате закрытого мероприятия по пригласительным билетам прошел гала-концерт музыкального фестиваля «Ветер перемен», еще одного проекта Мухаметзянова. В этом году будет его седьмой сезон, бюджет — порядка 70-80 миллионов рублей в год. Это стоит того?
— Я была на репетициях, видела много знакомых из оперного театра. Симпатично. Комментировать финансовый вопрос, наверное, неэтично — деньги идут на аранжировки, костюмы, застройку сцены, гонорары и многое другое. У организаторов концерта свои цели, и если они вызывают вопросы у общественности, нужно их конкретизировать, либо трансформировать проект. Любая программа не живет без изменений больше 4 лет. Первый год пилотный, второй — раскрутка, третий — кульминация и четвертый — спад, и далее концепция должна корректироваться. Все алгоритмы в менеджменте исполнительских искусств уже давно выработаны.
— В Казани много говорят о том, что городу нужен новый музыкальный национальный театр. Есть ли в нем необходимость, и какой должна быть его концепция?
— Такие разговоры действительно есть, но нельзя забывать о культурных институциях, которые уже существуют. Например, площадкой для новых музыкальных проектов может стать театр им. Тинчурина — там есть хорошая сцена и свой ансамбль, при желании можно разместить оркестр. Какой она будет, традиционной или новаторской, нужно думать, но в любом случае репертуар должен отвечать запросам времени, быть гибким, включать поиск новых форм и тем. Когда появится настоящий художественный замысел, найдется и здание, и финансы, и артисты.
— В концертах вы часто исполняете органную музыку татарских композиторов, как оцениваете ее качество?
— Я была первой исполнительницей сочинений Леонида Любовского, играла концерт Анатолия Лупова для органа с оркестром и в целом люблю современную музыку РТ. 6 октября на вечере в «Зарядье» сыграю партию органа в оркестровом сочинении Рашида Калимуллина, а на юбилейном концерте в Казани, скорее всего, поимпровизирую на татарские мелодии. Интересно исполнять опусы молодых авторов. В последнее время часто взаимодействую с Эльмиром Низамовым. В консерватории он брал у меня уроки, а позже написал органное сочинение, выставил его на московский конкурс и стал лауреатом. Я горжусь им и с удовольствием играю его музыку, например, транскрипции фрагментов из «Черной палаты». В Казани включала его произведения в программу фестиваля «Музыка веры». Интересный композитор Радик Салимов, сочетающий национальные традиции с поиском в области электронной музыки. Кстати, играет на курае. Попросила его написать сочинение для курая с органом для одного интересного проекта.
Татарская музыкальная культура развивается и это радует. Кто-то работает с национальными мотивами, кто-то расширяет границы, традиции и создает иные образы. Я являюсь экспертом в комиссии министерства культуры РТ по закупке произведений татарских композиторов и слышала много интересной, свежей музыки. Повторюсь, хорошо, когда в музыкальном саду расцветают разные цветы, сосуществуют и традиция, и авангард, и кроссовер, и этно. Это интересно и артистам, и публике.
«Площадкой для новых музыкальных проектов может стать театр им. Тинчурина — там есть хорошая сцена и свой ансамбль, при желании можно разместить оркестр» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Старый орган» может играть джаз, минимализм и любой авангард»— Чтобы встряхнуть публику, вы часто включаете в свои программы джазовые обработки. На первый взгляд, это немыслимо, но они так свежо и драйвово звучат. Как вы пришли к такому миксту?
— К джазу я всегда была неравнодушна. Во время учебы покупала пособия Игоря Бриля, пьесы Николая Капустина, интересовалась импровизацией, музицировала с однокурсниками. Помню, как учила сюиту Дейва Брубека «Джаз на пуантах», а прелюдию из нее переложила для органа и играю до сих пор. В 2004 году мой коллега Владимир Хомяков победил на международном конкурсе джазовой импровизации на органе в Германии и создал в Челябинске фестиваль «Джаз и духовой орган». Он знал, что я люблю импровизировать и попросил собрать программу на 50 минут из оригинальной музыки и джазовых транскрипций. Там мы познакомились с Даниилом Борисовичем Крамером, которому понравились некоторые композиции.
С тех пор я регулярно играю сочинения в стиле джаз. Интересно сочетать орган с упругим свингом, чувствовать острую синкопированность ритма, живую интонацию, миксовать тембры, подражать джазовой трубе, контрабасу или ударным. Воображение расширяется, и перестаешь думать штампами (эталонами), прописанными за столетия развития органной музыки. Можешь влепить кластер или выдумать еще что-то. Иногда даю вечера типа «Бах и джаз» — так мой зритель получает два концерта в одном. Часто вставляю такие композиции в программы современной музыки.
— Королю музыкальных инструментов подвластны и другие современные стили?
— Сейчас пишут разнообразные пьесы для органа. В прошлом году прошел I Международный конкурс новой классики «Таврида», куда участники со всего мира прислали около 400 органных сочинений. В финал прошли 10, из которых я выбрала 3 и исполнила в Московской консерватории. Особенно понравился опус Матиаса Рехфельдта, объединивший минимализм и рок. Очень энергетично, талантливо. В целом интересны поиски молодых авторов, нестандартные решения и звучания органа. Помните песню «Старый рояль», где инструмент играл фуги Баха? Так вот теперь «старый орган» может играть джаз, минимализм и любой авангард.
— Изначально вы поступили в консерваторию как пианистка. Каждый ли пианист может стать хорошим органистом, если захочет?
— В училище я вообще поступила как теоретик с углубленным изучением рояля. Однако первый концерт в КГК, на который я попала, был органным и поразил меня. Позже, в консерватории нам показали орган, я до него дотронулась и пропала. Хороший органист — это, прежде всего, хороший пианист, все наши органные мэтры прекрасно играют на рояле. В консерватории на кафедре органа и клавесина факультативно занимались струнники, теоретики, хоровики. Многие хотели стать органистами и у некоторых мечта сбылась. Однако в XIX–XX веках орган стал инструментом для виртуозов, и музыку Регера, Франка, Мессиана без хорошего владения клавишами не сыграешь.
В Европе даже есть разные категории обучения — церковный, концертный органист и др. Там очень много соборов — на одной рыночной площади бывают 3-4 церкви и в каждой стоит орган, а то и несколько, разного размера, времени и стилистики (недаром Солер писал концерты для двух органов). Часто органистами подрабатывают программисты, бармены, портные. Для церковной службы их навыков хватает, но артист должен владеть техникой.
— Многие великие не-пианисты действительно пробуют свои силы на этом поприще. Например, как вы оцениваете достижения виолончелиста Александра Князева как органиста?
— Александр не только потрясающий артист, но и глубокий человек, поэтому его тянет к органу. Эксперименты, на которые он идет как музыкант, достойны уважения. Я восхищаюсь его смелостью, и даже не буду говорить о технике — она важна, но всегда есть нечто большее. Удивительно, как он «включает» свое органное мышление, играя на виолончели.
«Последние три года я «заряжаюсь» в «Зарядье», много выступаю, расширяю репертуар — это все энергозатратно. Рада помочь юным музыкантам советом или консультацией» Фото: Алексей Белкин
«Главное — не мыслить штампами»— В Казани вы больше 20 лет преподавали в консерватории и музыкальном колледже, но после переезда в Москву оставили педагогику. Только из-за занятости или есть другие причины?
— Я начала преподавать в 1996 году после окончания аспирантуры, в консерватории трудилась на кафедре органа и клавесина, но в 2015 году ушла из-за большой занятости в ГБКЗ им. Сайдашева. Перебравшись в «Зарядье», я перестала преподавать, но продолжила консультировать. Этим летом участвовала в ежегодных органных ассамблеях собора Канта в Калининграде. Там наши студенты получают мастер-классы на одном из лучших российских органов от прославленных мастеров. Обычно приглашают педагогов из Германии и Франции, но из-за импортозамещения позвали меня. ( Смеется.) Пять дней мы с ребятами общались по 5-6 часов, обсуждали музыку Баха, Листа, Регера, Таривердиева, импровизировали и после сделали концерт. Так моя педагогическая железа была реанимирована, и я очень рада, что могу поделиться накопленным.
— Делитесь, в основном, секретами техники или мотивацией?
— На ассамблеях, скорее, мотивацией. Я рассказывала о вариантах интерпретации той или иной музыки, о возможностях инструмента и старалась показать, что они безграничны. Главное — не мыслить штампами.
— А не думали вернуться к преподаванию на постоянной основе?
— Пока нет. Последние три года я «заряжаюсь» в «Зарядье», много выступаю, расширяю репертуар — это все энергозатратно. Рада помочь юным музыкантам советом или консультацией. Впрочем, если звезды лягут, и я кому-то очень понадоблюсь, почему нет? С возрастом многие приходят или возвращаются к педагогике, чтобы передать свой опыт.
— До последних событий вы много гастролировали за рубежом. Как сейчас с этим обстоят дела?
— В нынешних условиях горизонт планирования короткий и сложнее стало формировать концертный график. Раньше он был расписан на годы вперед, а сейчас, дай Бог, на несколько месяцев. Главный мой график — это органные концерты в зале «Зарядье». «Зарядье» мой порт, мой орган, мои экскурсии. Я много гастролирую по России, держу свой абонемент в Казани. Летом предлагали выступить в Германии, но слишком много нужно усилий на сегодня, чтобы поехать на один концерт. Тем не менее, планы строить все равно будем. Как говорят: делай, что д о лжно, и будь, что будет!
Анастасия Попова Фото на анонсе: Алексей БелкинПоследние новости
Россия анонсировала новую ракетную систему "Орешник"
Кремль подтвердил, что разработка ведется в условиях строгой секретности.
Новый посол России в США назначен
Россия продолжает укреплять свои дипломатические связи с Соединёнными Штатами
Новый посол России в США: Дарчиев на горизонте
Александр Дарчиев может занять важный пост в американской дипломатии.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований