Геннадий Хазанов о Николае Достале: «Единственный, кто на меня серьезно посмотрел как на артиста»
«Считаю, что человек, который занимается искусством, должен немножко дистанцироваться от всяких течений,
«Считаю, что человек, который занимается искусством, должен немножко дистанцироваться от всяких течений, будь то государственники или оппозиционеры. Тогда у него руки развязаны, и он будет воплощать свое задуманное легко и свободно, без оглядки», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» в 2017 году режиссер Николай Досталь, когда приезжал в Казань в качестве председателя жюри КМФМК. В профессии он прошел большой путь от эстетского перестроечного обласканного фестивалями «Облако-рая» до анализа самых непростых исторических эпох для России в сериалах «Завещание Ленина» и «Раскол». О роли Досталя в отечественном кинематографе размышляют эксперты нашей газеты.
Накануне стало известно о смерти на 77-м году жизни одного из самых известных отечественных кинорежиссеров Николая Досталя Фото: «БИЗНЕС Online»
«Своим преданным служением искусству снискал искреннюю любовь зрителей»Одну потерю за другой в середине января несут отечественная и мировая культуры. Ушли из жизни последовательно Инна Чурикова , Вахтанг Кикабидзе , Джина Лоллобриджида . Накануне стало известно о смерти на 77-м году жизни одного из самых известных отечественных кинорежиссеров Николая Досталя .
Его родные и близкие удостоились телеграммы от Владимира Путина . «Народный артист России Николай Досталь был талантливым режиссером, сценаристом, актером, ярким представителем отечественного кинематографического сообщества, — указывает президент РФ. — Он прошел большой профессиональный путь, оставил богатое творческое наследие, своим преданным служением искусству снискал искреннюю любовь зрителей».
Досталь родился в Москве в 1946 году. Его отец, тоже Николай Досталь , участник Великой Отечественной войны, тоже был известным режиссером. Его мать, виолончелистка, персиянка Джахантаб Сарафи умерла через несколько месяцев после рождения нашего героя. А отец впоследствии женился на Наталье Андросовой — праправнучке Николая I, последней из Романовых, оставшейся в СССР.
Досталь-младший в 1970 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1972 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелии ). До того он довольно громко дебютировал в кино как актер, в 1964 году исполнив роль подростка Саши Кригера в драме Михаила Калика «До свидания, мальчики».
В XXI веке имя режиссера скорее ассоциируется с громкими сериальными премьерами: «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол» Фото: Лев Федосеев / ИТАР-ТАСС
Но до режиссерской славы было еще далеко, ее принес Досталю фильм 1990 года «Облако-рай» про маленький городок, провожающий своего земляка к лучшей жизни, хотя он не собирается никуда уезжать. Это кино получило несколько призов на престижном международном фестивале в Локарно. Дальше были «Маленький гигант большого секса» по Фазилю Искандеру и «Мелкий бес» по Федору Сологубу. В нулевые Досталь снял продолжение «Облака — рай» под названием «Коля — перекати поле» с теми же героями», а также фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное», который победил на Московском международном кинофестивале.
Но в XXI веке имя режиссера скорее ассоциируется с громкими сериальными премьерами: «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол».
В 2013 году Досталь обратился с открытым письмом к генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву по поводу демонстрации «Штрафбата» на канале «Россия-1» с купированием сексуальных сцен, крепких словечек и песен штрафников-уголовников. По словам режиссера, он испытал «чувство горечи и стыда за такую грубую, мелочную и ханжескую цензуру». В прошлом году Досталь вместе с рядом других известных отечественных кинематографистов вышел из состава российского оскаровского комитета из-за отказа президиума Киноакадемии России в 2022 году выдвигать фильм на премию «Оскар».
В 2017 году Досталь дал подробное и обстоятельное интервью «БИЗНЕС Online». Он произвел впечатление человека очень простого и открытого, при этом бесконечно мудрого и отвечающего за свои слова, помнится, о том, чтобы согласовывать интервью, не зашло даже речи Фото: «БИЗНЕС Online»
«Нестяжательство, к сожалению, у нас не в почете, особенно в высших кругах»В 2017 году Досталь приезжал в Казань, где был председателем жюри Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Кстати, главный приз тогда получил турецкий фильм «Холод Каландара», который до сих пор вспоминают, как одну из лучших картин, попадавших в основную программу КМФМК.
Кроме того, в кинотеатре «Родина» проходила ретроспектива фильмов режиссера, который после показов общался со зрителями. А еще Досталь дал тогда подробное и обстоятельное интервью «БИЗНЕС Online». Он произвел впечатление человека очень простого и открытого, при этом бесконечно мудрого и отвечающего за свои слова, помнится, о том, чтобы согласовывать интервью, не зашло даже речи.
Тогда Досталь говорил, к примеру, о том, что, выбирая достаточно острые исторические темы для своих сериалов, он преследует и просветительские цели. «Про штрафников ( речь о „Штрафбате“, — прим. ред. ) у нас в народе мало что знали: сколько их погибло, как они отдавали жизнь за Родину, — напоминал он. — Если говорить про „Завещание Ленина“, то о Варламе Шаламове, который был в свое время в тени Солженицына, тоже знали мало. А это великий русский писатель, величайший! Как писателя я его даже ставлю выше, чем Солженицына, именно как литератора, поэта. „Раскол“ опять же — что мы знаем о церковном расколе? Да ничего! Кроме того, что боярыню Морозову везли на санках и что они какие-то сектанты и непонятно кто. На самом деле это не так. Тот же Солженицын говорил, не было бы XVII века бунташного, не было бы 1917 года. А если мы думаем о нашем будущем, надо по-честному говорить о нашем прошлом».
Вспоминал тогда Досталь и о спорах вокруг достоверности событий, описанных в «Штрафбате». «Владимир Мединский даже указывал на этот сериал как пример исторической неправды, — напомнил режиссер. — Я обычно не реагирую на такие вещи — кому-то нравится, кому-то нет. Но когда он уже несколько раз так сказал, я написал открытое письмо в правительство, и его даже напечатала «Российская газета». Называется «Штрафбат для режиссера». Потом он долго на него не отвечал, и мне говорил завотдела культуры «Российской газеты»: «Что-то мы не можем получить от него какой-то реакции». Я тогда написал, что, прочитав сценарий, увидел многое, скажем так, не каноническое, не по уставу. На что мне сценарист Эдуард Володарский (царство ему небесное) сказал: «Коля, гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Тогда в 2017 году Досталь говорил о том, что главный раскол внутри современного российского общества проходит по линии богатые-бедные. «От этого идет дальше. Дальше уже раскол — власть и народ, он тоже существует, я считаю. Хоть там какие-то огромные проценты поддержки Кремль нам рисует, у нас нет такого единения народа и власти, — сказал режиссер. — Да и церковь, ее высшие иерархи, мне кажется, очень далеки от основной массы православных, они где-то там вдалеке или в роскоши. Поэтому один из самых почитаемых мной святых — это Нил Сорский, который главное проповедовал — нестяжательство, но оно, к сожалению, у нас не в почете, особенно в высших кругах».
Говорил Досталь и о конкретных планах, собираясь снимать новые фильмы и сериалы. Однако заключительной в его фильмографии так и осталась картина «Монах и бес», вышедшая в 2016-м, за год до приезда в Казань.
Съемки комедии «Маленький гигант большого секса" по мотивам повести Фазиля Искандера «О, Марат!». На фото: исполнитель роли фотографа Марата Геннадий Хазанов (слева) и режиссер-постановщик картины Николай Досталь Фото: Ираклий Чохонелидзе / Фотохроника ТАСС
«76 лет — не такой большой срок, Николай Досталь мог бы жить и снимать кино»Собеседники «БИЗНЕС Online» говорят о вкладе Досталя в отечественное кино.
«Николай Досталь — очень достойная страница нашего кинематографа, — рассказал „БИЗНЕС Online“ знаменитый артист Геннадий Хазанов , сыгравший у него в „Маленьком гиганте большого секса“ и „Полицейских и ворах“. — Весь мой роман с кино целиком и полностью связан именно с этим человеком. Единственный, кто на меня серьезно посмотрел как на артиста, был Николай Николаевич. Мне удалось принять участие в двух его фильмах и это самые лучшие воспоминания в моей жизни». А так Геннадий Викторович говорит о Достале-человеке: «Мы много спорили, в чем-то не соглашались… Он был человеком колючим, но, прежде всего, феноменально честным, чистым, немеркантильным. И, конечно, продуктом самого лучшего, что было в советской культуре».
«Не уверен, что в выборе острых тем для сериалов видится его почерк. Для меня скорее складываются в почерк „Облако-рай“, „Коля — перекати поле“, „Петя по дороге в царствие небесное“, — сказал нашему корреспонденту главный редактор журнала „Сеанс“ Василий Степанов . — Что касается расколов, то „Штрафбат“, кажется, всерьез волновал только министра Мединского (он был инициатором скандала по поводу этого сериала), „Завещание Ленина“ -экранизация Шаламова (не самая великая, наверно, но важно, что хоть такая есть), а „Раскол“, ну, этим вообще как-то сложно вызвать переполох общественный. У нас все-таки по поводу Никона отболело, и даже староверы из Бразилии в Сибирь с относительным успехом переезжают иногда».
«Очень грустно, когда уходят большие режиссеры, — признался „БИЗНЕС Online“ кинокритик, теле-и радиоведущий Давид Шнейдеров . — Это невосполнимая потеря. 76 лет — не такой большой срок, Николай Досталь мог бы жить и снимать кино. Мы помним его замечательные работы — „Коля — перекати поле“, „Штрафбат“, один из самых честных сериалов о Великой Отечественной войне (отдельно выделю блистательную финальную сцену с Дмитрием Назаровым в роли православного священника). А еще Николай Николаевич был искренним, честным и очень открытым человеком».
«Начнем с того, что он из интеллигентной, творческой семьи, — напомнила нашему корреспонденту киновед и автор „БИЗНЕС Online“ Адиля Хайбуллина . — Его отец тоже режиссер и Досталь вырос с другим пониманием кино, с глубоким пониманием кино. Насколько я знаю, он учился на журналиста, был актером… Его, во-первых, сформировала семья, среда, в которой он рос. Во-вторых, его образование, актерская карьера, он ведь снимался и работал на съемочной площадке как помощник режиссера. Так вот это все сформировало его как режиссера очень подробного, тщательного, который работает с серьезным материалом. И фильмы которого, к слову, были очень хорошо востребованы на международных фестивалях. Конечно, отдельно хочется отметить его „Облако-рай“ и как бы продолжение этого фильма „Коля — перекати поле“ — и та, и другая лента затрагивают всего один день жизнь. Это замечательные драмы, замечательные истории, которые интересны как сюжетом, так и режиссерским построением. И именно „Облако-рай“ сделало его знаменитым режиссером в фестивальном мире».
Отмечает Хайбуллина и «Штрафбат», а также другие сериальные работы мастера. «Штрафбат» вызвал очень много споров, и это уже исследование темы, а также собственное мнение по этому поводу, — говорит эксперт газеты. — Он штрафбатовцев впервые так показал и о них говорил. Любопытными были «Раскол» и «Завещание Ленина» — эти сериалы стали событием в телевизионном мире, они сделаны подробно, тщательно». В фильмографии Досталя не так много названий: «Но эти картины подробные, точно выверенные с точки зрения первоисточника, если это экранизация. Это подробное актерское существование, погружение. Это попытка сделать среду, в которой существуют герои. Да, возможно, оно не такое популярное в массах, но очень серьезное кино».
Айрат Нигматуллин , Анастасия Попова , Эльвира Самигуллина Фото на анонсе: Ираклий Чохонелидзе / Фотохроника ТАССПоследние новости
Проблемы с водоснабжением в крупных городах России
Города сталкиваются с серьезными вызовами в обеспечении населения водой
Сотрудничество между духовными семинариями Казани и Николо-Угрешска
Подписан договор о сотрудничестве между двумя духовными учебными заведениями.
Встреча руководства Татарстана с председателем Арбитражного суда Поволжского округа
Обсуждение работы арбитражных судов в Татарстане
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией