Геннадий Хазанов о Николае Достале: «Единственный, кто на меня серьезно посмотрел как на артиста»
20.01.2023

Геннадий Хазанов о Николае Достале: «Единственный, кто на меня серьезно посмотрел как на артиста»

«Считаю, что человек, который занимается искусством, должен немножко дистанцироваться от всяких течений,

На 77-м году жизни скончался режиссер, снявший «Маленького гиганта большого секса» и «Штрафбат»

«Считаю, что человек, который занимается искусством, должен немножко дистанцироваться от  всяких течений, будь то  государственники или оппозиционеры. Тогда у  него руки развязаны, и  он  будет воплощать свое задуманное легко и  свободно, без оглядки»,  — говорил в  интервью «БИЗНЕС Online» в  2017 году режиссер Николай Досталь, когда приезжал в  Казань в  качестве председателя жюри КМФМК. В  профессии он  прошел большой путь от  эстетского перестроечного обласканного фестивалями «Облако-рая» до  анализа самых непростых исторических эпох для России в  сериалах «Завещание Ленина» и  «Раскол». О  роли Досталя в  отечественном кинематографе размышляют эксперты нашей газеты.

Накануне стало известно о смерти на 77-м году жизни одного из самых известных отечественных кинорежиссеров Николая Досталя Фото: «БИЗНЕС Online»

«Своим преданным служением искусству снискал искреннюю любовь зрителей»

Одну потерю за  другой в  середине января несут отечественная и  мировая культуры. Ушли из  жизни последовательно Инна Чурикова , Вахтанг Кикабидзе , Джина Лоллобриджида . Накануне стало известно о  смерти на  77-м году жизни одного из  самых известных отечественных кинорежиссеров Николая Досталя .

Его родные и  близкие удостоились телеграммы от  Владимира Путина . «Народный артист России Николай Досталь был талантливым режиссером, сценаристом, актером, ярким представителем отечественного кинематографического сообщества,   — указывает президент РФ. —  Он  прошел большой профессиональный путь, оставил богатое творческое наследие, своим преданным служением искусству снискал искреннюю любовь зрителей».

Досталь родился в  Москве в  1946 году. Его отец, тоже Николай Досталь , участник Великой Отечественной войны, тоже был известным режиссером. Его мать, виолончелистка, персиянка Джахантаб Сарафи умерла через несколько месяцев после рождения нашего героя. А  отец впоследствии женился на    Наталье Андросовой   — праправнучке Николая I, последней из  Романовых, оставшейся в  СССР.

Досталь-младший в    1970 году окончил факультет журналистики МГУ, в  1972 году  — Высшие курсы сценаристов и  режиссеров (мастерская Георгия Данелии ). До  того он  довольно громко дебютировал в  кино как актер, в  1964 году исполнив роль подростка Саши Кригера в  драме Михаила Калика «До  свидания, мальчики».

В XXI веке имя режиссера скорее ассоциируется с громкими сериальными премьерами: «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол» Фото: Лев Федосеев / ИТАР-ТАСС

Но  до  режиссерской славы было еще далеко, ее  принес Досталю фильм 1990 года «Облако-рай» про маленький городок, провожающий своего земляка к  лучшей жизни, хотя он  не  собирается никуда уезжать. Это кино получило несколько призов на  престижном международном фестивале в  Локарно. Дальше были «Маленький гигант большого секса» по  Фазилю Искандеру и  «Мелкий бес» по  Федору Сологубу.  В  нулевые Досталь снял продолжение «Облака  — рай» под названием «Коля  — перекати поле» с  теми  же героями», а  также фильм «Петя по  дороге в  Царствие Небесное», который победил на  Московском международном кинофестивале.

Но  в  XXI веке имя режиссера скорее ассоциируется с  громкими сериальными премьерами: «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол».

В  2013 году Досталь обратился с  открытым письмом к  генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву по  поводу демонстрации «Штрафбата» на  канале «Россия-1» с  купированием сексуальных сцен, крепких словечек и  песен штрафников-уголовников. По  словам режиссера, он  испытал «чувство горечи и  стыда за  такую грубую, мелочную и  ханжескую цензуру». В  прошлом году Досталь вместе с  рядом других известных отечественных кинематографистов вышел из  состава российского оскаровского комитета из-за отказа президиума Киноакадемии России в  2022 году выдвигать фильм на  премию «Оскар».

В 2017 году Досталь дал подробное и обстоятельное интервью «БИЗНЕС Online». Он произвел впечатление человека очень простого и открытого, при этом бесконечно мудрого и отвечающего за свои слова, помнится, о том, чтобы согласовывать интервью, не зашло даже речи Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нестяжательство, к  сожалению, у  нас не  в  почете, особенно в  высших кругах»

В  2017 году Досталь приезжал в  Казань, где был председателем жюри Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Кстати, главный приз тогда получил турецкий фильм «Холод Каландара», который до  сих пор вспоминают, как одну из  лучших картин, попадавших в  основную программу КМФМК.

Кроме того, в  кинотеатре «Родина» проходила ретроспектива  фильмов режиссера, который после показов общался со  зрителями. А  еще Досталь дал тогда подробное и  обстоятельное интервью «БИЗНЕС Online». Он  произвел впечатление человека очень простого и  открытого, при этом бесконечно мудрого и  отвечающего за  свои слова, помнится, о  том, чтобы согласовывать интервью, не  зашло даже речи.

Тогда Досталь говорил, к  примеру, о  том, что, выбирая достаточно острые исторические темы для своих сериалов, он  преследует и  просветительские цели. «Про штрафников ( речь о  „Штрафбате“,   — прим. ред. ) у  нас в  народе мало что знали: сколько их  погибло, как они отдавали жизнь за  Родину,  — напоминал он. —  Если говорить про „Завещание Ленина“, то  о  Варламе Шаламове, который был в  свое время в  тени Солженицына, тоже знали мало. А  это великий русский писатель, величайший! Как писателя я  его даже ставлю выше, чем Солженицына, именно как литератора, поэта. „Раскол“ опять  же — что мы  знаем о  церковном расколе? Да  ничего! Кроме того, что боярыню Морозову везли на  санках и  что они какие-то сектанты и  непонятно  кто. На  самом деле это не  так. Тот  же Солженицын говорил, не  было  бы XVII века бунташного, не  было  бы 1917 года. А  если мы  думаем о  нашем будущем, надо по-честному говорить о  нашем прошлом».


Вспоминал тогда Досталь и  о  спорах вокруг достоверности событий, описанных в  «Штрафбате». «Владимир Мединский даже указывал на  этот сериал как пример исторической неправды,  — напомнил режиссер. —  Я  обычно не  реагирую на  такие вещи  — кому-то нравится, кому-то  нет. Но  когда он  уже несколько раз так сказал, я  написал открытое письмо в  правительство, и  его даже напечатала «Российская газета». Называется «Штрафбат для режиссера». Потом он  долго на  него не  отвечал, и  мне говорил завотдела культуры «Российской газеты»: «Что-то мы  не  можем получить от  него какой-то реакции». Я  тогда написал, что, прочитав сценарий, увидел многое, скажем так, не  каноническое, не  по  уставу. На  что мне сценарист Эдуард Володарский (царство ему небесное) сказал: «Коля, гладко было на  бумаге, да  забыли про овраги».

Тогда в  2017 году Досталь говорил о  том, что главный раскол внутри современного российского общества проходит по  линии богатые-бедные. «От  этого идет дальше. Дальше уже раскол  — власть и  народ, он  тоже существует, я  считаю. Хоть там какие-то огромные проценты поддержки Кремль нам рисует, у  нас нет такого единения народа и  власти,  — сказал режиссер. —  Да  и  церковь, ее  высшие иерархи, мне кажется, очень далеки от  основной массы православных, они где-то там вдалеке или в  роскоши. Поэтому один из  самых почитаемых мной святых  — это Нил Сорский, который главное проповедовал  — нестяжательство, но  оно, к  сожалению, у  нас не  в  почете, особенно в  высших кругах».

Говорил Досталь и  о  конкретных планах, собираясь снимать новые фильмы и  сериалы. Однако заключительной в  его фильмографии так и  осталась картина «Монах и  бес», вышедшая в  2016-м, за  год до  приезда в  Казань.

Съемки комедии «Маленький гигант большого секса" по мотивам повести Фазиля Искандера «О, Марат!». На фото: исполнитель роли фотографа Марата Геннадий Хазанов (слева) и режиссер-постановщик картины Николай Досталь Фото: Ираклий Чохонелидзе / Фотохроника ТАСС

«76 лет  — не  такой большой срок, Николай Досталь мог  бы жить и  снимать кино»

Собеседники «БИЗНЕС Online» говорят о  вкладе Досталя в  отечественное кино.

«Николай Досталь  — очень достойная страница нашего кинематографа,  — рассказал „БИЗНЕС Online“ знаменитый артист Геннадий Хазанов , сыгравший у  него в  „Маленьком гиганте большого секса“ и  „Полицейских и  ворах“. —  Весь мой роман с  кино целиком и  полностью связан именно с  этим человеком. Единственный, кто на  меня серьезно посмотрел как на  артиста, был Николай Николаевич. Мне удалось принять участие в  двух его фильмах и  это самые лучшие воспоминания в  моей жизни». А  так Геннадий Викторович говорит о  Достале-человеке: «Мы  много спорили, в  чем-то не  соглашались… Он  был человеком колючим, но, прежде всего, феноменально честным, чистым, немеркантильным. И, конечно, продуктом самого лучшего, что было в  советской культуре».

«Не  уверен, что в  выборе острых тем для сериалов видится его почерк. Для меня скорее складываются в  почерк „Облако-рай“, „Коля  — перекати поле“, „Петя по  дороге в  царствие небесное“,  — сказал нашему корреспонденту главный редактор журнала „Сеанс“ Василий Степанов . —  Что касается расколов, то  „Штрафбат“, кажется, всерьез волновал только министра Мединского (он  был инициатором скандала по  поводу этого сериала), „Завещание Ленина“ -экранизация Шаламова (не  самая великая, наверно, но  важно, что хоть такая есть), а  „Раскол“, ну, этим вообще как-то сложно вызвать переполох общественный. У  нас все-таки по  поводу Никона отболело, и  даже староверы из  Бразилии в  Сибирь с  относительным успехом переезжают иногда».

«Очень грустно, когда уходят большие режиссеры,  — признался „БИЗНЕС Online“ кинокритик, теле-и радиоведущий Давид Шнейдеров . —  Это невосполнимая потеря. 76 лет  — не  такой большой срок, Николай Досталь мог  бы жить и  снимать кино. Мы  помним его замечательные работы  — „Коля  — перекати поле“, „Штрафбат“, один из  самых честных сериалов о  Великой Отечественной войне (отдельно выделю блистательную финальную сцену с  Дмитрием Назаровым в  роли православного священника). А  еще Николай Николаевич был искренним, честным и  очень открытым человеком».

«Начнем с  того, что он  из  интеллигентной, творческой семьи,  — напомнила нашему корреспонденту киновед и  автор „БИЗНЕС Online“ Адиля Хайбуллина . —  Его отец тоже режиссер и  Досталь вырос с  другим пониманием кино, с  глубоким пониманием кино. Насколько я  знаю, он  учился на  журналиста, был актером… Его, во-первых, сформировала семья, среда, в  которой он  рос. Во-вторых, его образование, актерская карьера, он  ведь снимался и  работал на  съемочной площадке как помощник режиссера. Так вот это все сформировало его как режиссера очень подробного, тщательного, который работает с  серьезным материалом. И  фильмы которого, к  слову, были очень хорошо востребованы на  международных фестивалях. Конечно, отдельно хочется отметить его „Облако-рай“ и  как  бы продолжение этого фильма „Коля  — перекати поле“  — и  та, и  другая лента затрагивают всего один день жизнь. Это замечательные драмы, замечательные истории, которые интересны как сюжетом, так и  режиссерским построением. И  именно „Облако-рай“ сделало его знаменитым режиссером в  фестивальном мире».

Отмечает Хайбуллина и  «Штрафбат», а  также другие сериальные работы мастера. «Штрафбат» вызвал очень много споров, и  это уже исследование темы, а  также собственное мнение по  этому поводу,  — говорит эксперт газеты. —  Он  штрафбатовцев впервые так показал и  о  них говорил. Любопытными были «Раскол» и  «Завещание Ленина»  — эти сериалы стали событием в  телевизионном мире, они сделаны подробно, тщательно».   В  фильмографии Досталя не  так много названий: «Но  эти картины подробные, точно выверенные с  точки зрения первоисточника, если это экранизация. Это подробное актерское существование, погружение. Это попытка сделать среду, в  которой существуют герои. Да, возможно, оно не  такое популярное в  массах, но  очень серьезное кино».

Айрат Нигматуллин , Анастасия Попова , Эльвира Самигуллина Фото на анонсе: Ираклий Чохонелидзе / Фотохроника ТАСС

Последние новости

6 марта 2023 года исполняется 50 лет со дня образования отрядов юных инспекторов движения

Отряды юных инспекторов движения начали свою историю 6 марта 1973 года. В этот день постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ,

Условия участия в программах поддержки ЛПХ из бюджета РТ

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2021 № 452 «О мерах государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан»,

Двух преступников сбежавших из казанской психбольницы задержали в Тольятти

Сотрудники полиции задержали двух пациентов, которые покинули место принудительного лечения в столице республики.

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *