«Снегоотвалы – это мусорные полигоны»: как и зачем в Казани плавят снег?

В Казани за зиму плавят до 600 тыс. тонн снега на специальных станциях. Однако существующих мощностей не хватает, поэтому в планах мэрии – построить еще несколько пунктов.

В Казани за зиму плавят до 600 тыс. тонн снега на специальных станциях. Однако существующих мощностей не хватает, поэтому в планах мэрии – построить еще несколько пунктов. Как устроена система утилизации снега в Казани – в репортаже «Татар-информа».

Дорожная техника ежедневно очищает улицы от снега и льда, а потому снова начали работать и снегоплавильные  пункты

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Одна камера переплавляет 574 тонны снега в сутки

Казань – один из немногих крупных городов в стране, где с главным атрибутом зимы давно решили справляться именно таким образом – не складировать, а плавить. В  городе работают 7 стационарных снегоплавильных пунктов (СПП), на которых расположено 11 плавильных камер. Запускали эти установки в течение последних  15 лет:  первый СПП на улице Портовой в районе Центрального автовокзала открылся еще в 2007 году, последний из ныне действующих – на улице Аделя Кутуя –  ввели в эксплуатацию в 2021 году. Остальные СПП расположены на улицах Несмелова, Воровского, Васильченко, Тульская и на проспекте Победы.

Процессом утилизации снега в Казани управляет МУП «Водоканал». Общая проектная производительность всех СПП  превышает 6,3 тыс.  тонн снега в сутки, или 15,6 тыс. кубических метров, то есть одна камера может переплавлять  574 тонны за 24 часа. Много это или мало? Например, в ночь с 1 на 2 декабря  с улиц города вывезли 4,2 тыс. тонн снега, сутками ранее –  более 5 тыс. тонн. Но в сильные снегопады, конечно, объемы вывоза могут быть и в два, и три раза больше. Всего по итогам прошлого года общий объем переработки на семи СПП превысил 590 тыс. тонн снега.

На сегодняшний  день в городе функционирует 7 стационарных снегоплавильных пунктов (СПП), на которых расположено 11 плавильных камер

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Тепло сточных вод

Как рассказали «Татар-информу» в «Водоканале» Казани, с технологической точки зрения все станции были построены по типовому проекту  и имеют «незначительные технические отличия, в зависимости от принципа размещения их на канализационных коллекторах». Расположены снегоплавилки вблизи канализационно-насосных станций (КНС): эта связка очень важна, так как  снег в них плавится  водой.

Есть и другие технологии снегоплавления –  например, станции,  где установлены печи, работающие на дизельном топливе или на электроэнергии. Но перерабатывают  снежную  массу  за счет тепла сточных вод, которые имеют стабильную температуру около 16 градусов, – самый дешевый и распространенный способ.

Хотя выглядит все и просто, сама по себе  снегоплавильная камера – это объект капитального строительства. По сути это бетонный  бункер глубиной около 6 метров, оборудованный решетками для улавливания мусора  и соединенный  трубами с  КНС, откуда с определенным напором в камеру и подается сточная вода. Процесс организован так: самосвалы выгружают снег на площадке складирования, затем эту смесь  загружают на верхнюю решетку с помощью фронтального погрузчика, который как бы продавливает  всю эту массу внутрь. На этом же этапе происходит измельчение снега и отсеивание крупного мусора.  В снегопады поток на одну станцию может превышать и 300 самосвалов в сутки.

Далее снег поступает в плавильную камеру, где под  действием тепла сточных вод он тает. Затем водяная смесь  по коллекторам поступает на канализационные очистные сооружения, где  перед тем, как быть «сброшенной» в водоем, проходит полный цикл очистки. Плавающий мусор из камер собирают специальными устройствами, песок же, осевший на дне,  примерно раз в месяц вычищают в ходе регламентных работ (иногда это приходится делать и чаще). Кстати, объем образующегося ила на СПП, рассказали в «Водоканале», зависит от погодно-климатических особенностей года. В среднем за сезон он  составляет 18 тыс. кубометров.

«В  процессе утилизации снега на снегоплавильных пунктах лишние предметы и загрязнения накапливаются в зоне отстаивания и в промежуточных камерах»

Фото: ©  Владимир Васильев / «Татар-информ»

Это вопрос не экономики, а экологии

Строительство всех  снегоплавилок обошлось казанскому  «Водоканалу» в 604 млн рублей. А их содержание и эксплуатация обходится более чем 87 млн рублей в год. Навскидку может показаться, что деньги в прямом и переносном смысле утекают в канализацию. Но, как заявили «Татар-информу» в Комитете внешнего благоустройства  Казани, выбор между снегоплавлением и более традиционным для российских городов подходом – снегохранением  –  это  вопрос не экономики, а экологии.

«Проблема снежных свалок в том, что они занимают большие площади. Эти территории за зимний сезон наполняются снежной массой, с которой завозится также песок, щебень, пластиковые бутылки, металлические банки, пакеты. Когда снег тает, снегоотвалы превращаются в мусорные полигоны, которые потом необходимо очищать», –заявили в комитете. Добавив, что «в  процессе утилизации снега на снегоплавильных пунктах лишние предметы и загрязнения накапливаются в зоне отстаивания и в промежуточных камерах. Технологически процесс устроен так, что мусор собирается и сразу же утилизируется отдельно», –  отметили в комитете. 

В МУП «Водоканал» «Татар-информу» сообщили, что преимущественную долю в компонентном составе отходов СПП составляет песок, загрязненный органическими и неорганическими примесями, а также всевозможный хлам, собираемый со снегом с городских территорий (бумага, текстиль, пластик, металл и т.п.).  Осадок, образующийся в ходе эксплуатации СПП, относится к твердым коммунальным отходам, поэтому его просто отвозят на мусорные полигоны.

В естественных условиях, тем более  когда он утрамбован в  кучу размером с большой курган, снег тает довольно медленно (не случайно граждане  на своих дачах или у гаражей даже маленькие сугробы с первыми лучами весеннего солнца раскидывают вручную лопатами). Из-за этого почва под снегоотвалами успевает еще и пропитаться вредными веществами. Эксплуатация снегоплавилок позволяет забыть про эти экологические проблемы.

В Комитете внешнего благоустройства Казани также добавили, что «для нормального содержания пунктов складирования нужно поддерживать порядок, чтобы сброс снега не производился бесконтрольно. А это требует отдельного внимания со стороны городских предприятий, что так же делает складирование снега нежелательным». Проще говоря, любой снегоотвал, как и любая свалка, очень быстро начинает разрастаться. Со всеми вытекающими…

Организовать учет и контроль на СПП намного проще.  Как заявили недавно в мэрии Казани, в этом году на снегоплавилках по улицам Тульской и Воровского протестируют систему отслеживания объемов завозимого снега. Планируется, что с помощью специальных меток на транспорте система будет распознавать уборочные машины,  фиксировать время их въезда и выезда, наименование организации, номер и тоннаж техники. Программа призвана упорядочить работу предприятий, осуществляющих вывоз снега и самих снегоплавильных пунктов, заявлял заместитель руководителя Исполкома Казани Игорь Куляжев . По результатам тестирования станет понятно, применима ли будет эта система для использования в городе.

Опыт прошлой зимы показал,  что на СПП поступало лишь чуть более 60% от общего объема снега, вывозимого с улиц Казани,  остальное же пришлось свозить  на временные  свалки

Фото: kzn.ru

Снегоплавилок не хватает

По словам  Игоря Куляжева, суммарная производительность семи СПП в Казани сейчас позволяет полностью утилизировать снег только  «при средних снегопадах», когда выпадение осадков в пределах или чуть выше нормы. «В прошлую зиму с декабря по март выпало на 77% осадков больше нормы. Поэтому мы уже тогда остро почувствовали нехватку приемных камер», – рассказали «Татар-информу» в Комитете внешнего благоустройства города.

Опыт прошлой зимы показал,  что на СПП поступало лишь чуть более 60% от общего объема снега, вывозимого с улиц Казани,  остальное же пришлось свозить  на временные  свалки. На случай реализации плана «Буран» и этой зимой также дополнительно будут задействованы 10 мест временного складирования снега.

Ильсур Метшин, посещая один из СПП, заявил, что «для своевременной уборки снега нам необходимо еще 12 снегоплавильных камер»

Фото: kzn.ru

В феврале этого года мэр Казани Ильсур Метшин , посещая один из СПП, заявил, что «для своевременной уборки снега нам необходимо еще 12 снегоплавильных камер». То есть  по факту –  примерно столько же, сколько действует сейчас. В  Комитете внешнего благоустройства уточнили, что новые СПП возводить в городе не будут, при этом  «прорабатываются варианты строительства новых камер на существующих снегоплавильных пунктах».

Учитывая стоимость таких установок, денег явно понадобится не меньше, чем было вложено в предыдущие 15 лет. Но столичный статус  стоит дорого. «Необходимо продолжить изучать новые решения и практики, которые появляются в других городах, чтобы содержание улично-дорожной сети соответствовало уровню столицы», – подчеркивал Метшин.

Фото на анонсе: kzn.ru

Последние новости

Снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ в Татарстане

За неделю зарегистрировано 12 822 случая заболеваний, что на 15% ниже эпидемического порога.

Последствия изменения климата для сельского хозяйства в России

Как климатические изменения влияют на урожай и экономику страны.

Открытый родительский день в реабилитационном центре «Доверие»

Родители узнали о возможностях лыжной базы для детей с ограниченными возможностями.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Новоуральске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *