«На местах не рады гостям с севера»: отвернулся ли Казахстан от России

За I квартал 2022 года из России в Казахстан выехали больше 200 тыс.

Азат Ахунов о том, как в соседнюю страну переезжают целые отечественные компании из реального сектора

За I квартал 2022 года из  России в  Казахстан выехали больше 200  тыс. человек., здесь нет никаких ограничений для граждан РФ, а  русский язык до  сих пор является преобладающим языком общения. Но  сюда релоцируются не  только IT-специалисты, указывает казанский востоковед и  автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов. О том, каким концом санкции против Москвы ударили по  Нур-Султану и  показывает  ли Казахстан себя идеальным партнером для России, — в  нашем материале.

В  реальности в  феврале–марте Россию покинули сотни тысяч людей. В  основном, представители т.  н. «креативного класса», как несогласных с  начавшейся специальной военной операцией Фото:  Kalizhan Ospanov/XinHua  / www.globallookpress.com

За  первый квартал Россию покинуло почти 4  млн человек

События последних месяцев ввели в  наш лексикон новое слово «релокация». Официально релокация  — это перевод сотрудника на  новое место жительства, связанный с  деловыми целями компании. Переезд может быть как долговременным, на  несколько лет и  больше, так и  краткосрочным.

В  реальности в  феврале–марте Россию покинули сотни тысяч людей. В  основном, представители т.  н. «креативного класса», как несогласных с  начавшейся специальной военной операцией, так и  те, чей бизнес или работа сильно зависели от  свободы интернета и  межбанковских транзакций.

Назывались разные цифры, но  недавно Федеральная служба безопасности РФ  обнародовала   официальные данные за  1-й квартал 2022 года. Оказалось, что всего за  этот период из  России выехали 3 880 679 граждан. Больше всего россиян уехали в  частично признанную Абхазию (744 548 человек), Казахстан (204 947 человек) и  Армению (134 129 человек).  В  Азербайджан выехали 56 475 человек, в  Узбекистан  — 53 084, в  Таджикистан  — 40 054. В  Грузию уехали 38 281 человек.

И  не  случайно Казахстан оказался на  втором месте после Абхазии. Это  дружественная нам страна-партнер по  Евразийскому союзу, где нет никаких ограничений для граждан РФ, где русский язык до  сих пор является преобладающим языком общения, хотя и  сдает свои позиции год от  года.

Но  самый главный фактор  — Казахстан поддерживает тесные экономические связи, как с  Востоком, так и  с  Западом. В  отличие от  другого ближайшего союзника России  — Белоруссии, на  страну не  наложены санкции, границы открыты, в  12-ти казахстанских аэропортах был внедрен режим открытого неба, что дает возможность перевозчикам прилетать в  авиапункты без дополнительных процедур.

В  Казахстан релоцируются не  только IT-специалисты, но  и  российские компании из  реального сектора экономики. Яркие пример тому недавний перенос производства мотоциклов «Урал», которые производит компании Ural Motorcycles, из  города Ирбит в  Свердловской области в  казахстанский Петропавловск. «Уралы» идут на  ура среди любителей ретро стиля в  Соединенных Штатах Америки, поэтому свердловчане не  хотят терять такой привлекательный в  финансовом плане американский рынок.

Российские автотранспортные компании, занимающиеся международными перевозками, также постепенно переезжают в  Казахстан. Об  этом подробнее чуть ниже.

Казахстан не  отвернулся от  России. Все, что можно сделать официально, не  нарушая санкционного режима, он  сделал и  делает. А  может даже и  больше. Поэтому любые обвинения в  адрес этой страны абсолютно беспочвенны.  

Казахстан оказался на  втором месте после Абхазии. Это  дружественная нам страна-партнер по  Евразийскому союзу, где нет никаких ограничений для граждан РФ Фото:  Kalizhan Ospanov/XinHua  / www.globallookpress.com

Подставит  ли Казахстан дружеское плечо России?

Несомненно, что для Москвы Казахстан  — идеальный партнер, который мог  бы подставить дружеское плечо в  сложный для России момент. Помочь хоть немного снять тяжесть беспрецедентного санкционного груза, повешенного на  экономику России.

Все это плюсы и  минусы единого экономического пространства. Санкции против России ударили другим концом палки и  по  Казахстану. Прямые потери Казахстана от  антироссийских санкций оценивались   уже в  апреле сумму свыше $600 миллионов.

Тогда  же первый замминистра иностранных дел Акан Рахметуллин отметил, что воздействие санкций  — это очень серьезный вопрос: «США наложили беспрецедентные санкции на  Россию, на  ряд  лиц. Естественно, имея глубокую интегрированность между нашими странами, самую длинную в  мире сухопутную границу, мы  не  можем остаться вне воздействия этих санкций».  Казахстанские чиновники высокого ранга неоднократно заявляли, что Нур-Султан не  будет помогать Москве обходить западные санкции. Иначе  самому Казахстану несдобровать.    В  Кремле все это прекрасно понимают и  стараются не  давить на  соседа. Все злободневные вопросы, судя по  всему, успешно решаются, но  уже не  публично, а  тет-а-тет.

Финансовые взаимоотношения между Казахстаном и  Россией, связанные со  «сложным вопросом», полностью решены. Об  этом сообщил   на  пленарном заседании Евразийского экономического форума президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев , говоря об  итогах недавних переговоров с  российским коллегой Владимиром Путиным .  Токаев не  стал вдаваться в  подробности, о  какой проблеме шла речь. Он  лишь недвусмысленно намекнул, что «она связана с  нынешней геополитической ситуацией».

Правительство Казахстана запретило дальнобойщикам из  Российской Федерации и  Беларуси ввозить в  страну товары из  Европейского Союза Фото:  Zamir Usmanov/Global Look Press  / www.globallookpress.com

Как проехать в  Европу? Поменять российский номер на  казахстанский

Можно сказать, что все это красивые слова и  политес. А  есть  ли реальные дела? Есть. Приведем в  качестве примера кейс с  российскими международными перевозчиками.

Как известно, с  16  апреля Евросоюз запретил работать на  своей территории российским и  белорусским автотранспортным компаниям. Первым отреагировал Минск  — прямо перед носом европейских грузоперевозчиков громко захлопнулись ворота. Но  небольшую щелочку все  же оставили. Грузы и  товары перевозить можно, но  при условии их  перевалки и  перецепки на  границе Белоруссии  с  Евросоюзом. Аналогичное решение хотел принять российский Минтранс, но  в  итоге не  стал обострять ситуацию.

В  итоге, из-за запрета ЕС  на  въезд российских и  белорусских грузовиков и  ответных мер Белоруссии средний тариф на  перевозку из  ЕС  в  РФ  вырос с  3,2  тыс. евро до  7,8  тыс. за  фуру, а  срок доставки увеличился на  неделю.  До  санкций на  европейском направлении работало около 3,1  тыс. российских автотранспортных компаний с  парком в  45 тысяч автопоездов и  более 70 тысяч человек в  штате, по  данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Российские автотранспортные компании стали искать новые маршруты, например, через Турцию. Но  и  это не  стало решением проблемы. На  российско-грузинской границе появились пробки из-за прихода на  маршрут Россия-Турция российских и  белорусских грузовиков, которые ранее работали с  европейскими странами. Youtube полон роликами от  наших дальнобойщиков, которые не  без юмора рассказывают о  своих рейсах в  Турцию, растягивающихся на  целый месяц.

В  сложившихся условиях  братский Казахстан реально подставил плечо помощи. В  Казахстане отмечен рост регистраций компаний из  России, которые получают казахстанские номера на  свои автопоезда и  без ограничений выходят на  европейский рынок грузоперевозок. Теперь для обхода санкций и  перевозок грузов по  Европе некоторые компании открывают юрлицо в  Казахстане  и  регистрируют новые автомобильные номера: меняют их  с  российских на  местные.

Генеральный директор «Совтрансавто» Владимир Тян говорит , что его компания также рассматривает идею о  переводе бизнеса в  Казахстан, но, по  его словам, у  этой идеи есть ограничения, связанные как раз с  системой разрешений, которая регулирует доступ автоперевозчиков из  третьих стран на  перевозки между ЕС  и  Россией. На  европейском рынке у  «Совтрансавто» работало 70% машин из  540 всего парка.

До  сих пор в  Казахстане был избыток разрешений на  работу с  европейскими странами. Но  если станет ясно, что реально эти разрешения получают не  казахстанские, а  российские и  белорусские перевозчики, то  на  следующий год они могут получить разрешений меньше.

Много вопросов у  российских компаний вызывает и  казахстанская бюрократия. Непросто открыть оформить юридический адрес, открыть счет в  банке, несмотря на  то, что на  высшем уровне отмашка дана. На  местах отнюдь не  рады «гостям с  севера», они отнимают хлеб у  местных.     

В  мае депутаты нижней части казахстанского парламента пожаловались, что компании из  России и  Беларуси, зарегистрировавшие свой бизнес в  Казахстане, выдавливают с  рынка местных автоперевозчиков и  снижают их  доходы. В  частности, они говорили о  нехватке разрешений на  перевозку грузов из-за российских и  белорусских компаний, что привело к  резкому скачку стоимости фрахта автотранспорта.  Крупные российские и  белорусские автоперевозчики перенесшие свою деятельность на  территорию Казахстана и  зарегистрировавшиеся у  нас, создают конкуренцию и  выдавливают с  рынка казахстанские предприятия, тем самым снижая доходы местных компаний и  населения, поскольку на  их  большегрузах работают в  основном граждане России и  Белоруссии,  — говорится в  обращении.  Также в  депутатском запросе отмечается, что Казахстан несет убытки, как в  лице отечественного бизнеса так и  в  лице работников таких предприятий, что надо принимать меры защиты национальных интересов.

Вскоре появилась и  официальная реакция. Правительство Казахстана запретило дальнобойщикам из  Российской Федерации и  Беларуси ввозить в  страну товары из  Европейского Союза, заявив, что такие действия нарушают таможенное законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС).  Казахстанская сторона сослалась на  указ Министерства индустрии и  инфраструктурного развития от  27  марта 2015 года, в  котором говорится о  недопустимости поставки в  страну товаров, перегруженных от  европейских перевозчиков.

Но  судя по  всему, возникший конфуз был быстро решен на  самом высоком уровне. В  начале июня Министерство индустрии и  инфраструктурного развития Казахстана (МИИР) объявило об  отмене требования о  запрете «перецепки», т.  е. о  смене тягача при международных перевозках грузов в  отношении белорусских и  российских перевозчиков до  1  января 2023 года. В  министерстве пояснили, что решение принято «в  качестве доброй воли в  результате переговоров глав правительств России и  Казахстана».

Сложившаяся ситуация очень непростая и  требует принятия нестандартных решений. И  эти решения находятся. В  том числе и  благодаря поддержке партнеров и  союзников. И  все это в  итоге позволяет сгладить и  предупредить множество проблем, о  которых обычные граждане даже не  узнают.

Азат Ахунов Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Последние новости

Погода в Татарстане на выходные

В Татарстане ожидается небольшое похолодание с дождями В Татарстане в ближайшие дни не ожидается резкое изменение погоды, но температура воздуха немного опустится, говорится в сообщении Гидрометцентра РТ.

В Татарстане прогнозируют дождь, грозу и усиление ветра до 20 м/с

Температура воздуха не превысит 29 градусов тепла. Дожди ожидаются ночью, днем преимущественно без осадков.

Благодаря Нурлатской городской прокуратуре предпринимателю выплачен  долг по контракту

Нурлатская городская прокуратура провела проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе в связи с обращением индивидуального предпринимателя.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *