«На местах не рады гостям с севера»: отвернулся ли Казахстан от России

За I квартал 2022 года из России в Казахстан выехали больше 200 тыс.

Азат Ахунов о том, как в соседнюю страну переезжают целые отечественные компании из реального сектора

За I квартал 2022 года из  России в  Казахстан выехали больше 200  тыс. человек., здесь нет никаких ограничений для граждан РФ, а  русский язык до  сих пор является преобладающим языком общения. Но  сюда релоцируются не  только IT-специалисты, указывает казанский востоковед и  автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов. О том, каким концом санкции против Москвы ударили по  Нур-Султану и  показывает  ли Казахстан себя идеальным партнером для России, — в  нашем материале.

В  реальности в  феврале–марте Россию покинули сотни тысяч людей. В  основном, представители т.  н. «креативного класса», как несогласных с  начавшейся специальной военной операцией Фото:  Kalizhan Ospanov/XinHua  / www.globallookpress.com

За  первый квартал Россию покинуло почти 4  млн человек

События последних месяцев ввели в  наш лексикон новое слово «релокация». Официально релокация  — это перевод сотрудника на  новое место жительства, связанный с  деловыми целями компании. Переезд может быть как долговременным, на  несколько лет и  больше, так и  краткосрочным.

В  реальности в  феврале–марте Россию покинули сотни тысяч людей. В  основном, представители т.  н. «креативного класса», как несогласных с  начавшейся специальной военной операцией, так и  те, чей бизнес или работа сильно зависели от  свободы интернета и  межбанковских транзакций.

Назывались разные цифры, но  недавно Федеральная служба безопасности РФ  обнародовала   официальные данные за  1-й квартал 2022 года. Оказалось, что всего за  этот период из  России выехали 3 880 679 граждан. Больше всего россиян уехали в  частично признанную Абхазию (744 548 человек), Казахстан (204 947 человек) и  Армению (134 129 человек).  В  Азербайджан выехали 56 475 человек, в  Узбекистан  — 53 084, в  Таджикистан  — 40 054. В  Грузию уехали 38 281 человек.

И  не  случайно Казахстан оказался на  втором месте после Абхазии. Это  дружественная нам страна-партнер по  Евразийскому союзу, где нет никаких ограничений для граждан РФ, где русский язык до  сих пор является преобладающим языком общения, хотя и  сдает свои позиции год от  года.

Но  самый главный фактор  — Казахстан поддерживает тесные экономические связи, как с  Востоком, так и  с  Западом. В  отличие от  другого ближайшего союзника России  — Белоруссии, на  страну не  наложены санкции, границы открыты, в  12-ти казахстанских аэропортах был внедрен режим открытого неба, что дает возможность перевозчикам прилетать в  авиапункты без дополнительных процедур.

В  Казахстан релоцируются не  только IT-специалисты, но  и  российские компании из  реального сектора экономики. Яркие пример тому недавний перенос производства мотоциклов «Урал», которые производит компании Ural Motorcycles, из  города Ирбит в  Свердловской области в  казахстанский Петропавловск. «Уралы» идут на  ура среди любителей ретро стиля в  Соединенных Штатах Америки, поэтому свердловчане не  хотят терять такой привлекательный в  финансовом плане американский рынок.

Российские автотранспортные компании, занимающиеся международными перевозками, также постепенно переезжают в  Казахстан. Об  этом подробнее чуть ниже.

Казахстан не  отвернулся от  России. Все, что можно сделать официально, не  нарушая санкционного режима, он  сделал и  делает. А  может даже и  больше. Поэтому любые обвинения в  адрес этой страны абсолютно беспочвенны.  

Казахстан оказался на  втором месте после Абхазии. Это  дружественная нам страна-партнер по  Евразийскому союзу, где нет никаких ограничений для граждан РФ Фото:  Kalizhan Ospanov/XinHua  / www.globallookpress.com

Подставит  ли Казахстан дружеское плечо России?

Несомненно, что для Москвы Казахстан  — идеальный партнер, который мог  бы подставить дружеское плечо в  сложный для России момент. Помочь хоть немного снять тяжесть беспрецедентного санкционного груза, повешенного на  экономику России.

Все это плюсы и  минусы единого экономического пространства. Санкции против России ударили другим концом палки и  по  Казахстану. Прямые потери Казахстана от  антироссийских санкций оценивались   уже в  апреле сумму свыше $600 миллионов.

Тогда  же первый замминистра иностранных дел Акан Рахметуллин отметил, что воздействие санкций  — это очень серьезный вопрос: «США наложили беспрецедентные санкции на  Россию, на  ряд  лиц. Естественно, имея глубокую интегрированность между нашими странами, самую длинную в  мире сухопутную границу, мы  не  можем остаться вне воздействия этих санкций».  Казахстанские чиновники высокого ранга неоднократно заявляли, что Нур-Султан не  будет помогать Москве обходить западные санкции. Иначе  самому Казахстану несдобровать.    В  Кремле все это прекрасно понимают и  стараются не  давить на  соседа. Все злободневные вопросы, судя по  всему, успешно решаются, но  уже не  публично, а  тет-а-тет.

Финансовые взаимоотношения между Казахстаном и  Россией, связанные со  «сложным вопросом», полностью решены. Об  этом сообщил   на  пленарном заседании Евразийского экономического форума президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев , говоря об  итогах недавних переговоров с  российским коллегой Владимиром Путиным .  Токаев не  стал вдаваться в  подробности, о  какой проблеме шла речь. Он  лишь недвусмысленно намекнул, что «она связана с  нынешней геополитической ситуацией».

Правительство Казахстана запретило дальнобойщикам из  Российской Федерации и  Беларуси ввозить в  страну товары из  Европейского Союза Фото:  Zamir Usmanov/Global Look Press  / www.globallookpress.com

Как проехать в  Европу? Поменять российский номер на  казахстанский

Можно сказать, что все это красивые слова и  политес. А  есть  ли реальные дела? Есть. Приведем в  качестве примера кейс с  российскими международными перевозчиками.

Как известно, с  16  апреля Евросоюз запретил работать на  своей территории российским и  белорусским автотранспортным компаниям. Первым отреагировал Минск  — прямо перед носом европейских грузоперевозчиков громко захлопнулись ворота. Но  небольшую щелочку все  же оставили. Грузы и  товары перевозить можно, но  при условии их  перевалки и  перецепки на  границе Белоруссии  с  Евросоюзом. Аналогичное решение хотел принять российский Минтранс, но  в  итоге не  стал обострять ситуацию.

В  итоге, из-за запрета ЕС  на  въезд российских и  белорусских грузовиков и  ответных мер Белоруссии средний тариф на  перевозку из  ЕС  в  РФ  вырос с  3,2  тыс. евро до  7,8  тыс. за  фуру, а  срок доставки увеличился на  неделю.  До  санкций на  европейском направлении работало около 3,1  тыс. российских автотранспортных компаний с  парком в  45 тысяч автопоездов и  более 70 тысяч человек в  штате, по  данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Российские автотранспортные компании стали искать новые маршруты, например, через Турцию. Но  и  это не  стало решением проблемы. На  российско-грузинской границе появились пробки из-за прихода на  маршрут Россия-Турция российских и  белорусских грузовиков, которые ранее работали с  европейскими странами. Youtube полон роликами от  наших дальнобойщиков, которые не  без юмора рассказывают о  своих рейсах в  Турцию, растягивающихся на  целый месяц.

В  сложившихся условиях  братский Казахстан реально подставил плечо помощи. В  Казахстане отмечен рост регистраций компаний из  России, которые получают казахстанские номера на  свои автопоезда и  без ограничений выходят на  европейский рынок грузоперевозок. Теперь для обхода санкций и  перевозок грузов по  Европе некоторые компании открывают юрлицо в  Казахстане  и  регистрируют новые автомобильные номера: меняют их  с  российских на  местные.

Генеральный директор «Совтрансавто» Владимир Тян говорит , что его компания также рассматривает идею о  переводе бизнеса в  Казахстан, но, по  его словам, у  этой идеи есть ограничения, связанные как раз с  системой разрешений, которая регулирует доступ автоперевозчиков из  третьих стран на  перевозки между ЕС  и  Россией. На  европейском рынке у  «Совтрансавто» работало 70% машин из  540 всего парка.

До  сих пор в  Казахстане был избыток разрешений на  работу с  европейскими странами. Но  если станет ясно, что реально эти разрешения получают не  казахстанские, а  российские и  белорусские перевозчики, то  на  следующий год они могут получить разрешений меньше.

Много вопросов у  российских компаний вызывает и  казахстанская бюрократия. Непросто открыть оформить юридический адрес, открыть счет в  банке, несмотря на  то, что на  высшем уровне отмашка дана. На  местах отнюдь не  рады «гостям с  севера», они отнимают хлеб у  местных.     

В  мае депутаты нижней части казахстанского парламента пожаловались, что компании из  России и  Беларуси, зарегистрировавшие свой бизнес в  Казахстане, выдавливают с  рынка местных автоперевозчиков и  снижают их  доходы. В  частности, они говорили о  нехватке разрешений на  перевозку грузов из-за российских и  белорусских компаний, что привело к  резкому скачку стоимости фрахта автотранспорта.  Крупные российские и  белорусские автоперевозчики перенесшие свою деятельность на  территорию Казахстана и  зарегистрировавшиеся у  нас, создают конкуренцию и  выдавливают с  рынка казахстанские предприятия, тем самым снижая доходы местных компаний и  населения, поскольку на  их  большегрузах работают в  основном граждане России и  Белоруссии,  — говорится в  обращении.  Также в  депутатском запросе отмечается, что Казахстан несет убытки, как в  лице отечественного бизнеса так и  в  лице работников таких предприятий, что надо принимать меры защиты национальных интересов.

Вскоре появилась и  официальная реакция. Правительство Казахстана запретило дальнобойщикам из  Российской Федерации и  Беларуси ввозить в  страну товары из  Европейского Союза, заявив, что такие действия нарушают таможенное законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС).  Казахстанская сторона сослалась на  указ Министерства индустрии и  инфраструктурного развития от  27  марта 2015 года, в  котором говорится о  недопустимости поставки в  страну товаров, перегруженных от  европейских перевозчиков.

Но  судя по  всему, возникший конфуз был быстро решен на  самом высоком уровне. В  начале июня Министерство индустрии и  инфраструктурного развития Казахстана (МИИР) объявило об  отмене требования о  запрете «перецепки», т.  е. о  смене тягача при международных перевозках грузов в  отношении белорусских и  российских перевозчиков до  1  января 2023 года. В  министерстве пояснили, что решение принято «в  качестве доброй воли в  результате переговоров глав правительств России и  Казахстана».

Сложившаяся ситуация очень непростая и  требует принятия нестандартных решений. И  эти решения находятся. В  том числе и  благодаря поддержке партнеров и  союзников. И  все это в  итоге позволяет сгладить и  предупредить множество проблем, о  которых обычные граждане даже не  узнают.

Азат Ахунов Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Последние новости

В России принят закон о запрете продажи газосодержащих товаров детям

Новый закон направлен на защиту несовершеннолетних от токсикомании.

Курс валют на 27 ноября: рубль ослабляет позиции

Банк России сообщил о курсе валют, который вступает в силу со среды.

Новые данные о вакцинации в России

74% россиян получили прививку, что является значительным достижением в борьбе с пандемией.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Белогорске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *