«Маржа распыляется по стае посредников»: как антироссийские санкции изменили рынок торговли нефтью

Хватит ли России 10% мирового флота танкеров, чтобы удержать объемы торговли?

Хватит ли России 10% мирового флота танкеров, чтобы удержать объемы торговли?

По  данным CNN, Россия нарастила флот для перевозки нефти до  600 танкеров. Часть кораблей была продана в  Европе, другие — из  Венесуэлы и  Ирана. Эти суда движутся с  отключенными транспондерами автоматической системы идентификации, переливая нефть покупателям из  Китая, Индии и  Африки в  открытом море. О том, как в  условиях санкций и  потолка цен на  нефть Россия продает черное золото, кому выгодны засекреченные сделки и  сколько денег теряет бюджет, рассуждает экономист Александр Виноградов в  своем блоге для читателей «БИЗНЕС Online».

CNN сообщает, что Россия ежемесячно приобретает от 25 до 35 крупных танкеров, чтобы увеличить число судов для перевозки нефти в обход санкций. Кроме того, изменилась и география поставок: помимо Китая и Индии, важным покупателем российской нефти стала Африка Фото: © Виталий Тимкив, РИА «Новости»

«В  бюджете 8 триллионов нефтегазовых доходов, сейчас выходит максимум 6»

Вскоре исполняется месяц с  того момента, как традиционные потребители ввели эмбарго и  потолок на  российские нефтепродукты, и  три месяца  — с  введения тех  же мер в  отношении нефти. Срок достаточный, чтобы начать подводить итоги. Проблема в  том, что данная история в  настоящий момент не  является цельной в  силу сложившихся обстоятельств, в  первую очередь разнообразной секретности там, сям и  чуть менее чем везде. Собирать картинку происходящего в  нефтяной отрасли страны и  мира приходится как паззл  — да  только паззл этот отнюдь не  из  одной коробки.

Сначала официальное. Как сообщил минфин РФ, средняя цена на  нефть марки Urals в  январе–феврале 2023 года сложилась в  размере $49,52 за  баррель, в  январе–феврале 2022 года  — $88,89 за  баррель. Конкретно в  феврале ситуация аналогичная: здесь средняя цена барреля составляет $49,56, что в  1,86 раз ниже, чем в  феврале 2022 года, когда она составляла $92,15 за  баррель. Бюджет верстался, напомним, исходя из  $70,1 за  баррель и  68,3 рубля за  доллар, т.  е. по  4800 рублей за  бочку нефти. Цифры эти, очевидно, не  были достигнуты в  первые два месяца этого года: тот  же минфин радостно сообщил, что нефтегазовые доходы в  феврале выросли на  23% относительно января. Но  проблема в  том, что оба этих показателя куда ниже того, что было год назад. За  эти два месяца они составили 947  млрд. рублей, что на  46% (т.е. почти вдвое!) ниже тех доходов, что были в  январе–феврале 2022 года. Локально, впрочем, выросли доходы именно что с  газа, но  связано это с  тем, что в  бюджет начал поступать НДПИ от  Газпрома, это долго не  продлится.

Разумеется, идет компенсация. Глава ведомства Антон Силуанов гордо заявил, что за  январь–февраль в  бюджет России поступило более 5  трлн рублей доходов от  налогов, что больше, чем в  прошлом году. ЦБ  продает золото, правительство продает валюту из  ФНБ, включая виртуальную продажу долларов, установлен объем отдельного дополнительного взноса с  крупных компаний, а  курс доллара на  10% выше, чем прописан в  законе о  бюджете  — т.  е. на  каждый полученный доллар рублей в  системе оказывается на  10% больше. Увы, основы это не  меняет: в  бюджете на  год прописано 8  трлн нефтегазовых доходов, в  текущей ситуации выходит максимум 6  трлн. При этом бюджетные расходы продолжают бить рекорды  — к  последним дням февраля накопленный дефицит составил почти 4  трлн рублей при годовом плане в  2,9  трлн рублей. Минфин, впрочем, утверждает, что еще не  все полученные налоги распределены и  учтены как доходы, но  уже сейчас можно сказать, что объяснения месячной давности (про авансирование госконтрактов заранее) выглядят, скажем так, недостаточно достоверными.

Почему это важно? Доля энергетического экспорта (нефть, нефтепродукты, газ и  уголь) России приблизилась к  историческому максимуму в  70% в  структуре совокупного экспорта, повторяя пики 2007 и  2013 годов; год назад он  составлял около  60%. При положительном торговом балансе из  этих показателей прямо проистекает острая зависимость наполнения бюджета от  возможности продавать на  рынке всё это энергетическое сырье  — с  учетом всех этих различных санкций. И  этот процесс продолжается, но  общая закрытость информации, судя по  всему, отражается и  на  конечной ситуации с  доходами бюджета.

С  одной стороны, есть вышеприведенные данные Минфина о  $49,52 за  баррель. С  другой стороны, были сообщения о  поставках российской нефти по  $38 за  баррель, что уже даже ниже точки операционной безубыточности. С  третьей стороны, несколько дней назад вышло исследование международной группы экономистов ( Таня Бабина, Бенджамин Хильгенсток, Олег Ицхоки, Максим Миронов и Элина Рыбакова ), в  котором они, опираясь на  данные ФТС, делают вывод о  том, что Китай берет нефть из  российских тихоокеанских портов по  $84. Туда идет сорт ESPO, а  не  Urals, и  он  дороже  — но, выходит, никаких дисконтов нет, Китай не  выкручивает продавцу руки, монопсонии отнюдь нет, а  нефть продается вполне себе по  рыночной цене. Была также информация, что Индия в  конечном итоге берет российскую нефть по  $70-75 за  баррель, хотя из  порта она уходит куда дешевле. В  общем, картина становится весьма интересной.

«Государство недополучает доход, а  маржа распыляется по  стае посредников»

Стоит также отметить, что даже на  более-менее официально считаемый дисконт повлияло российское решение снизить объемы добычи на  500  тыс. баррелей в  сутки, начиная с  марта  — хотя рынок в  целом на  это не  отреагировал никак. Как сообщает Reuters, цена партий с  отгрузкой из  портов Балтийского моря в  начале марта составляет около $55 за  баррель, хотя в  январе она падала до  тех самых уровней ниже $40. Reuters также отмечает, что за  истекшие два месяца заметно выросло число желающих возить российскую нефть, что и  снизило дисконты: к  полуофициальному «теневому флоту» экспортеров добавились китайские и  греческие покупатели. Что  ж, контрабанда есть привычная деятельность для греков, а  Китай, видимо, тоже решил не  упустить свое

С  «теневым флотом» все вообще довольно весело  — в  классическом таком свободном морском смысле. Официальный экспорт во  многом накрылся, но  продавать и  получать деньги как-то надо, поэтому в  ход и  пошли откровенно контрабандные схемы. Так, CNN сообщает, что Россия ежемесячно приобретает от  25 до  35 крупных танкеров, чтобы увеличить число судов для перевозки нефти в  обход санкций. Итог, по  данным CNN, впечатляет: размер флота уже достигает 600 танкеров, что составляет порядка 10% от  мирового количества таких судов. Часть кораблей была продана в  Европе, иная часть имеет происхождение из  Венесуэлы и  Ирана. Разумеется, в  ход пошло переливание нефти в  открытом море и  движение с  отключенными транспондерами автоматической системы идентификации. Кроме того, изменилась и  география поставок: помимо Китая и  Индии, важным покупателем российской нефти стала Африка.

Неудивительно, что для таких объемов поставок потребовался значительный флот. В  лучшие времена Россия была ответственна за  10-15% мирового экспорта нефти, но  он  в  массе своей шел по  трубопроводам. Сейчас такой вариант нежизнеспособен. Соответственно, расширение флота выглядит как решение, хотя и  не  факт, что 10% от  всех танкеров хватит, чтобы сохранить масштабы экспорта. Возможно, отсюда и  проистекает анонсированное сокращение добычи.

Наконец, свое исследование выпустило агентство Bloomberg. На  основе анализа таможенных документов они пришли к  выводу, что средняя экспортная цена российской нефти «в  целом», с  учётом роста в  экспорте доли дорогих сортов, вышла на  уровень $74 за  баррель. Это почти на  четверть превышает установленный «потолок» и, в  некотором смысле, показывает определенную бессмысленность попыток запереть нефть РФ  внутри РФ: рынок порешал ситуацию сообразно балансу спроса и  предложения. Но  это верно лишь отчасти.

Проблема в  том, что акторов на  этом рынке стало чересчур много. Российская нефть не  ушла с  мирового рынка, соответственно, на  нем не  возникло шока неудовлетворенного спроса при просевшем предложении, не  состоялся хоть какой-нибудь рост  цен. Но  общее помутнение товарно-денежных потоков приводит к  тому, что российское государство (и  страна в  целом) получает лишь некоторую часть (примерно 50-70%) денег от  тех объемов, какие были  бы, если  бы не  были введены санкции. Остальное распределяется по  куче контрабандистов XXI века  — в  тех или иных пропорциях.

Не  исключено, что закрытость этой истории провоцирует самих российских экспортеров занижать те  суммы, что показываются минфину, больше выручки оставляя себе. Возможно, именно это и  стало причиной введения вмененной цены на  нефть, когда считается, что трейдер продал нефть с  дисконтом к  Brent, но  дисконт этот  — не  более чем некоторый уровень, который к  тому  же уменьшается со  временем. Этот механизм вступит в  силу в  апреле, дисконт тогда составит $34 за  баррель и  снизится до  $31 за  баррель в  мае, $28 за  баррель в  июне, и  $25 за  баррель в  июле.

Что в  итоге? Мировому рынку ничего, нефть на  месте, все спокойно. Государство недополучает доход, хотя и  пытается это скомпенсировать. А  маржа распыляется по  стае посредников, от  акул до  последней макрели. Такое вот «слезание с  нефтяной иглы».

Александр Виноградов Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Последние новости

Снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ в Татарстане

За неделю зарегистрировано 12 822 случая заболеваний, что на 15% ниже эпидемического порога.

Последствия изменения климата для сельского хозяйства в России

Как климатические изменения влияют на урожай и экономику страны.

Открытый родительский день в реабилитационном центре «Доверие»

Родители узнали о возможностях лыжной базы для детей с ограниченными возможностями.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Черкесске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *