«Маржа распыляется по стае посредников»: как антироссийские санкции изменили рынок торговли нефтью
Хватит ли России 10% мирового флота танкеров, чтобы удержать объемы торговли?
По данным CNN, Россия нарастила флот для перевозки нефти до 600 танкеров. Часть кораблей была продана в Европе, другие — из Венесуэлы и Ирана. Эти суда движутся с отключенными транспондерами автоматической системы идентификации, переливая нефть покупателям из Китая, Индии и Африки в открытом море. О том, как в условиях санкций и потолка цен на нефть Россия продает черное золото, кому выгодны засекреченные сделки и сколько денег теряет бюджет, рассуждает экономист Александр Виноградов в своем блоге для читателей «БИЗНЕС Online».
CNN сообщает, что Россия ежемесячно приобретает от 25 до 35 крупных танкеров, чтобы увеличить число судов для перевозки нефти в обход санкций. Кроме того, изменилась и география поставок: помимо Китая и Индии, важным покупателем российской нефти стала Африка Фото: © Виталий Тимкив, РИА «Новости»
«В бюджете 8 триллионов нефтегазовых доходов, сейчас выходит максимум 6»Вскоре исполняется месяц с того момента, как традиционные потребители ввели эмбарго и потолок на российские нефтепродукты, и три месяца — с введения тех же мер в отношении нефти. Срок достаточный, чтобы начать подводить итоги. Проблема в том, что данная история в настоящий момент не является цельной в силу сложившихся обстоятельств, в первую очередь разнообразной секретности там, сям и чуть менее чем везде. Собирать картинку происходящего в нефтяной отрасли страны и мира приходится как паззл — да только паззл этот отнюдь не из одной коробки.
Сначала официальное. Как сообщил минфин РФ, средняя цена на нефть марки Urals в январе–феврале 2023 года сложилась в размере $49,52 за баррель, в январе–феврале 2022 года — $88,89 за баррель. Конкретно в феврале ситуация аналогичная: здесь средняя цена барреля составляет $49,56, что в 1,86 раз ниже, чем в феврале 2022 года, когда она составляла $92,15 за баррель. Бюджет верстался, напомним, исходя из $70,1 за баррель и 68,3 рубля за доллар, т. е. по 4800 рублей за бочку нефти. Цифры эти, очевидно, не были достигнуты в первые два месяца этого года: тот же минфин радостно сообщил, что нефтегазовые доходы в феврале выросли на 23% относительно января. Но проблема в том, что оба этих показателя куда ниже того, что было год назад. За эти два месяца они составили 947 млрд. рублей, что на 46% (т.е. почти вдвое!) ниже тех доходов, что были в январе–феврале 2022 года. Локально, впрочем, выросли доходы именно что с газа, но связано это с тем, что в бюджет начал поступать НДПИ от Газпрома, это долго не продлится.
Разумеется, идет компенсация. Глава ведомства Антон Силуанов гордо заявил, что за январь–февраль в бюджет России поступило более 5 трлн рублей доходов от налогов, что больше, чем в прошлом году. ЦБ продает золото, правительство продает валюту из ФНБ, включая виртуальную продажу долларов, установлен объем отдельного дополнительного взноса с крупных компаний, а курс доллара на 10% выше, чем прописан в законе о бюджете — т. е. на каждый полученный доллар рублей в системе оказывается на 10% больше. Увы, основы это не меняет: в бюджете на год прописано 8 трлн нефтегазовых доходов, в текущей ситуации выходит максимум 6 трлн. При этом бюджетные расходы продолжают бить рекорды — к последним дням февраля накопленный дефицит составил почти 4 трлн рублей при годовом плане в 2,9 трлн рублей. Минфин, впрочем, утверждает, что еще не все полученные налоги распределены и учтены как доходы, но уже сейчас можно сказать, что объяснения месячной давности (про авансирование госконтрактов заранее) выглядят, скажем так, недостаточно достоверными.
Почему это важно? Доля энергетического экспорта (нефть, нефтепродукты, газ и уголь) России приблизилась к историческому максимуму в 70% в структуре совокупного экспорта, повторяя пики 2007 и 2013 годов; год назад он составлял около 60%. При положительном торговом балансе из этих показателей прямо проистекает острая зависимость наполнения бюджета от возможности продавать на рынке всё это энергетическое сырье — с учетом всех этих различных санкций. И этот процесс продолжается, но общая закрытость информации, судя по всему, отражается и на конечной ситуации с доходами бюджета.
С одной стороны, есть вышеприведенные данные Минфина о $49,52 за баррель. С другой стороны, были сообщения о поставках российской нефти по $38 за баррель, что уже даже ниже точки операционной безубыточности. С третьей стороны, несколько дней назад вышло исследование международной группы экономистов ( Таня Бабина, Бенджамин Хильгенсток, Олег Ицхоки, Максим Миронов и Элина Рыбакова ), в котором они, опираясь на данные ФТС, делают вывод о том, что Китай берет нефть из российских тихоокеанских портов по $84. Туда идет сорт ESPO, а не Urals, и он дороже — но, выходит, никаких дисконтов нет, Китай не выкручивает продавцу руки, монопсонии отнюдь нет, а нефть продается вполне себе по рыночной цене. Была также информация, что Индия в конечном итоге берет российскую нефть по $70-75 за баррель, хотя из порта она уходит куда дешевле. В общем, картина становится весьма интересной.
«Государство недополучает доход, а маржа распыляется по стае посредников»Стоит также отметить, что даже на более-менее официально считаемый дисконт повлияло российское решение снизить объемы добычи на 500 тыс. баррелей в сутки, начиная с марта — хотя рынок в целом на это не отреагировал никак. Как сообщает Reuters, цена партий с отгрузкой из портов Балтийского моря в начале марта составляет около $55 за баррель, хотя в январе она падала до тех самых уровней ниже $40. Reuters также отмечает, что за истекшие два месяца заметно выросло число желающих возить российскую нефть, что и снизило дисконты: к полуофициальному «теневому флоту» экспортеров добавились китайские и греческие покупатели. Что ж, контрабанда есть привычная деятельность для греков, а Китай, видимо, тоже решил не упустить свое
С «теневым флотом» все вообще довольно весело — в классическом таком свободном морском смысле. Официальный экспорт во многом накрылся, но продавать и получать деньги как-то надо, поэтому в ход и пошли откровенно контрабандные схемы. Так, CNN сообщает, что Россия ежемесячно приобретает от 25 до 35 крупных танкеров, чтобы увеличить число судов для перевозки нефти в обход санкций. Итог, по данным CNN, впечатляет: размер флота уже достигает 600 танкеров, что составляет порядка 10% от мирового количества таких судов. Часть кораблей была продана в Европе, иная часть имеет происхождение из Венесуэлы и Ирана. Разумеется, в ход пошло переливание нефти в открытом море и движение с отключенными транспондерами автоматической системы идентификации. Кроме того, изменилась и география поставок: помимо Китая и Индии, важным покупателем российской нефти стала Африка.
Неудивительно, что для таких объемов поставок потребовался значительный флот. В лучшие времена Россия была ответственна за 10-15% мирового экспорта нефти, но он в массе своей шел по трубопроводам. Сейчас такой вариант нежизнеспособен. Соответственно, расширение флота выглядит как решение, хотя и не факт, что 10% от всех танкеров хватит, чтобы сохранить масштабы экспорта. Возможно, отсюда и проистекает анонсированное сокращение добычи.
Наконец, свое исследование выпустило агентство Bloomberg. На основе анализа таможенных документов они пришли к выводу, что средняя экспортная цена российской нефти «в целом», с учётом роста в экспорте доли дорогих сортов, вышла на уровень $74 за баррель. Это почти на четверть превышает установленный «потолок» и, в некотором смысле, показывает определенную бессмысленность попыток запереть нефть РФ внутри РФ: рынок порешал ситуацию сообразно балансу спроса и предложения. Но это верно лишь отчасти.
Проблема в том, что акторов на этом рынке стало чересчур много. Российская нефть не ушла с мирового рынка, соответственно, на нем не возникло шока неудовлетворенного спроса при просевшем предложении, не состоялся хоть какой-нибудь рост цен. Но общее помутнение товарно-денежных потоков приводит к тому, что российское государство (и страна в целом) получает лишь некоторую часть (примерно 50-70%) денег от тех объемов, какие были бы, если бы не были введены санкции. Остальное распределяется по куче контрабандистов XXI века — в тех или иных пропорциях.
Не исключено, что закрытость этой истории провоцирует самих российских экспортеров занижать те суммы, что показываются минфину, больше выручки оставляя себе. Возможно, именно это и стало причиной введения вмененной цены на нефть, когда считается, что трейдер продал нефть с дисконтом к Brent, но дисконт этот — не более чем некоторый уровень, который к тому же уменьшается со временем. Этот механизм вступит в силу в апреле, дисконт тогда составит $34 за баррель и снизится до $31 за баррель в мае, $28 за баррель в июне, и $25 за баррель в июле.
Что в итоге? Мировому рынку ничего, нефть на месте, все спокойно. Государство недополучает доход, хотя и пытается это скомпенсировать. А маржа распыляется по стае посредников, от акул до последней макрели. Такое вот «слезание с нефтяной иглы».
Александр Виноградов Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакцииПоследние новости
Снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ в Татарстане
За неделю зарегистрировано 12 822 случая заболеваний, что на 15% ниже эпидемического порога.
Последствия изменения климата для сельского хозяйства в России
Как климатические изменения влияют на урожай и экономику страны.
Открытый родительский день в реабилитационном центре «Доверие»
Родители узнали о возможностях лыжной базы для детей с ограниченными возможностями.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку